Волхов История Культура Социальное

К нему не зарастёт народная тропа

Жизнь состоит из последних расставаний и первых встреч.

Как строился Храм видеть не пришлось, но, приехав по бытовым делам в родной Волхов, с удивлением лицезрела архитектурное творение деревянного зодчества, на удивление, гармонично вписавшееся в заводскую промышленную зону. Порадовалась за ещё одну «визитную карточку» привлекательности города-труженика. А увиденному днём, соседка вечером ещё добавила. «Храм внутри такой тёплый, очень красивый, лесом пахнет, а батюшка отец Онуфий «просто замечательный». Молодой, очень добрый, внимательный, очень нас привечает. А как он «выступает»! И Мария Ивановна оказалась права. Потому как утром на службе не только во всём сказанном убедилась, но и искренне порадовалась за такое Приобретение, в лице батюшки. И не только.

Оформление Храма, иконопись, утварь, архитектура, всё точно рассчитано для погружения в мир, (хотя — бы на время присутствия в Божием Доме), быть свободным от мирской суеты. А ещё — красивое песнопение. Чистое звукоизвлечение, смысловое пропевание, искусство заполнения музыкальной паузы, поддержание общей тональности православного действа, связь текста батюшки и певчих. Такое единение достигается не только временем, но и общим созвучием. Да, база закладывается настоятелем, но совпадает и достигается этот чистый унисон духовным родством клира, глубиной понимания общего дела, Регент Татьяна ( к сожалению, не знаю фамилию) из клиросных певчих (это же не хор Сретенского монастыря, их нашем храме всего-то 4-5 человек) создаёт атмосферу погружения в текст храмовой службы даже если не всё в ней понимаешь. А с таким батюшкой, не только ощущаешь, но и осознаёшь, что это действительно общая служба в одной тональности подачи. И это очень здорово!

Проповедь, которую моя соседка назвала «выступлением» (и не ошиблась), заслуживает не только похвалы. Согласно канону службы читалась «Притча о сеятеле», которая есть у трёх евангелистов – Матфея, Марка и Луки и она хорошо известна многим из нас. Много и трактовок притчи. Но отец Онуфрий, озвучив отрывок притчи по тексту апостола Луки( 8: 4-18), акцентировал: «Проблемы заключаются не в семени, а в почве». (Их в притче четыре). Я же, как пришедшая на Литургию, обратила внимание на то, как была выстроена подача текста Писания. Как точно рассчитан уровень понимания и восприятия прихожан, учитывая их «разновозрастные» группы. Богатство лексики и желание найти точки попадание на внутреннее осмысление у каждого пришедшего на службу. И ещё, что покорило. Это нельзя было назвать монологом. Это какая-то своя, талантливая диалогичность. Авторская находка батюшки! У отца Онуфрия всё получилось, потому как, «выступая» на проповеди, он сам был наполнен духовностью и глубиной познания не только библейских текстов, но и знанием возрастной психологии от детской до геронтологии. Да и сама проповедь велась в контексте жизненных событий тех, кто присутствовал. А закончилась Литургия призывом поразмышлять над проблемой понимания и важности выбора почвы, и что из этого может стать основой для духовной жизни.

И это было здорово! И не только потому, что есть некая гарантия возврата на посещаемость Храма, на продолжение и закрепление ответов на заданные вопросы. А ещё и потому, что вот так мудро выращивается паства, так мы из «захожан», становимся членами Церковной общины. Было профессионально интересно, как будет проводиться опрос домашнего задания на следующей службе, но возможности остаться не было. Мысленно поблагодарила Бога за случай встречи с такой неординарной личностью, как настоятель Собора отец Онуфрий, порадовалась за прихожан, имеющих возможность таких интересных контактов, попросила свечницу передать свои восторги с желанием вернуться и пообщаться с батюшкой. Думала, что не сложится, но, как говорят, «пути Господние не исповедимы».

Осенним утром, уже в Петербурге, зашла в Храм на Пороховых. В приходе в здание была представлена фотовыставка о Возрождении (после безбожного лихолетья) Православной жизни Храма Святого Пророка Илии на Пороховых. Фотография крестного хода и на первом плане мальчик-подросток, несущий фонарь, как символ света и просвещения. У церковного служащего интересуемся: «А мальчик с фонарём тоже из ваших?». И получаем ответ на уровне – промысла Божиего. «Да. Это наш Саша Ларин. Он тогда уже был алтарником , ему лет десять было. А теперь он в Волхове настоятель Храма Андрея Первозванного и теперь он иеромонах, а его зовут отец Онуфрий». Вот это «открытие» и послужило вернуться к тому случайному посещению Храма Андрея Первозванного в Волхове и к батюшке, так проникновенно ведущего службы.

Детством многое определяется, а иногда – всё. Какое же надо было иметь мужество, смелость, решимость быть, внутренне готовым к непредсказуемым событиям со стороны сверстников за право быть – «не как все» для мальчика — отрока в десять лет! Когда поиски себя, проходят «через других», когда самоопределение зависит от обстоятельств, когда мнение сообщества и толпы может быть решающим, когда быть «белой вороной» опасно, и «себе дороже». Саше Ларину (отцу Онуфрию) фонарь доверили не просто подержать, а нести. Доверие надо заслужить. Значит, его вхождение в храм начинается ещё раньше. Относительно возраста, то, скорее всего становление пастыря Александра Ларина началось с того момента, когда его мама, юрист из Смольного управления юстиции Санкт-Петербурга помогала оформлять документы на возрождение Церковной деятельности Храма Пророка Святого Илии на Пороховых (настоятель протоиерей — Александр Будников). Екатерина Александровна всегда поддерживала своего Сашу, была для сына точкой опоры, его спасательным кругом и мудрым советчиком, который всегда был рядом (Они и сейчас рядом. У них общее место упокоения — Монахиня Елизавета (в конце жизни Екатерина Александровна приняла постриг) и её сын — иеромонах Онуфрий).

Уже никогда не сможем узнать ответ батюшки на вопрос «когда, как, при каких обстоятельствах, с какой, называя современным языком, харизмой , происходит становление выпускника системы духовного образовательного учреждения в «пастыря доброго». Пастыря — просветителя, живущего по слову Божиему, который, по словам Апостола Павла должен научить тебя как «взять свой крест и идти за Христом». В представлении мирян батюшка – образ добра и чистоты, который ежедневно должен являть живой пример самоотречения и истинного пастырства. Но священник, как и все люди, имеет запас физической, эмоциональной, интеллектуальной прочности. А где набраться сил, выслушивая исповеди, о «прегрешениях вольные и невольные»? Мудрости на советы для пришедших на исповедь. Тактичности изложения ответа за переложенную на плечи священника, ответственность? Терпения за выстраивание взаимоотношений с паствой, клиром, административными организациями? Ответа уже не услышим. Судить можем только по результатам. У первого настоятеля нашего Храма иеромонаха отца Онуфрия всё получалось! Многочисленные обращения с просьбой — «быть духовником», обращение «наше солнышко», или — «родная жилетка»; и то, что в течение года у портрета любимого батюшки благодарные прихожане ставят свечи и приносят цветы; ухоженная могила; искренние сожаления о столь раннем уходе и желание участвовать в продолжение его начинаний и задуманного – всё тому подтверждение!

Настоящий пастырь – это тот, кто научен и умеет делиться радостью о Христе с другими людьми. Это немногочисленные избранники, это штучный товар, и его взращивают неспешно и разумно. И отец Онуфрий это знал на своём опыте. На опыте пребывания в храме на Пороховых, когда пришёл туда гимназистом и какой отеческой заботой был опекаем клиром храма и его настоятеля протоиерея Александра Будникова. Памятуя про эти события, он тоже по-отечески всматривался в подготовку и выращивание молодых кадров, для которых Священное писание будет настоящим смыслом жизни. Он был уверен, что не только выпускники воскресных школ есть резерв подготовки духовенства, и будущие священники. Своим опытом он убеждал, что молодой алтаринк, с его ранним включением в церковную жизнь, ясно осознает, что быть священником это не только призвание. Это огромный труд . А каждодневные службы требуют не только канонического исполнения, но и «глубокого христианского сердца», терпения и уважительного отношения к каждому пришедшему на службу и к случайно зашедшему в храм мирянину. И чем раньше обучающийся погружается в церковную среду, тем осознаннее его выбор к профессии. Мы с Николаем Павловичем Новолоцким были участниками службы «Соборование», которую отец Онуфрий правил с алтарником нашего Собора Женей Фарановым. Жене 12 лет и это первое столь высоко доверительное служение в его жизни. Можно только предполагать, что происходит в душе и сколь глубоко и значимо для отрока это событие. Это судьбоносный экзамен, это выбор пути. От волнения, от смятения, от осознания степени ответственности, Женя сбивался в тексте. И надо было видеть, как Батюшка включался и помогал с этим справиться! Сколько в этом было благородства, отеческой поддержки! Это было похоже на диалог, но «диалог без слов». В этом не было поспешности, потому что, приглашая к участию в каноническую службу алтарника, ему как помощнику оказывается доверие, которое для некоторых может быть основой для формирования убежденности в избранном пути на ниве Богослужения. Так отец Онуфрий выращивал новое поколение священнослужителей.

В 15 лет окончив гимназию, и с твёрдым решением продолжать учёбу в Духовной семинарии, он, не имея возможности туда поступить (потому как приём в слушатели только с 16 лет), отец Онуфрий с прекрасным аттестатом, имея все возможности выбора другого учебного заведения высшего образования, идёт работать на завод и ждать возрастного порога. И так, на каждом этапе жизненных преобразований. Защита кандидатской диссертации проходила на Учёном Совете Киевской Духовной Академии, где соискателя никто не знал, хотя в стенах родной Альма Матер, где и стены помогают, было бы надёжно и предсказуемо и материально не очень затратно. И всё же он соглашается на Киев, где блестяще защищает свои изыскания.

Желание учиться у отца Онуфрия становится потребностью, потому как жил он по принципу — «знание через всю жизнь», а не так многие из нас, получил одно образование и считает, что этого хватит на всю оставшуюся жизнь. У отца Онуфрия в образовательном списке, наряду с кандидатским статусом, есть дипломы Русской Христианской гуманитарной Академии, Академии постдипломного образования, Общецерковной аспирантуры и докторантуры равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ближайший круг батюшку называли — наш «вечный студент». Интеллектуальная образованность, глубокое христианское сердце обеспечивало открытость контактов любого уровня. Смею дерзновение утверждать, что отец Онуфрий точно знал, что «Знание — это не только сила, но и оберег».

Батюшка всегда говорил, что «Храм — это второй дом» и наполнение, внутренняя, духовная жизнь этого дома было его постоянной заботой. Церковь собирает и организует людей, но для этого нужна атмосфера искренности, постоянной готовности помочь, заботиться о духовном состоянии пришедших в Храм. «Служения могут быть разными, а призвание у нас одно — быть христианином». Потому что каждый из нас создан по образу Божиему и если найти это созвучие, которое существует между Господом и каждым из нас, если помочь тем, кто сомневается, кто «топчется на месте в своей духовности», установить свои точки соприкосновения с Богом, то это поможет человеку стать христианином, прийти в Церковь.

Свой первый дом, свой домашний очаг настоятель любил за тишину и за природу вокруг его расположения. Деревья, много зелени, ухоженные дорожки. (К сожалению. Мало времени было ему дано пожить на этой земле. Он не успел осуществить замыслы по благоустройству своего дома-мечты. Где бы он нашел отдохновение. Где бы собирал друзей). Зато радовался когда строительство Дома — Центра подходило к концу. И мечтал посадить деревья, сделать дорожки, чтобы всё было красиво и необычно. А ещё перенести в елочное царство Рождественский вертеп. (Ежегодно служители храма во главе с Леной воссоздают удивительную картину праздника Рождества Христова. Прихожане называют эту работу «Рождественская колыбель», а горожане (многие из них ходят с детьми) приходят посмотреть и сказать огромное спасибо авторам, (каждый год при едином сюжете появляются новые детали при воплощении) за прекрасное художественный вкус и безупречное исполнение библейского сюжета. И ещё спасибо за миссионерскую работу, за приобщения к праздничной культуре, через которую приходит понимание Православия и возможен путь к Храму. А какая радостная улыбка и сколько света было в глазах у Батюшки, когда узнал, что почти рядом с Храмом, в деревне Чернавино сёстры Зоя и Татьяна вырастили траву, упоминание о которой ежедневно читаемо в 50-м Псаломе Молитвослова. «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». Иссоп трава, предпочитающая расти на южных почвах, но сестры-труженики на своем участке вырастили этот библейский артефакт и прислали в храм. (Зоя привезла рассаду из Пятигорска). Отец Онуфрий предполагал высадить иссоп у Собора в больших чашах, как во многих культовых учреждениях Греции, где и земли мало и почва не располагает. А связь с Грецией тоже была в его планах. Он так хотел подружиться с г. Патры, где находятся Мощи и Частицы Креста Апостола Андрея Первозванного в самом большом Соборе его имени.

Открытость рождает взаимность, и это бесценное качество отца Онуфрия определило огромное количество контактов, связей, почитателей, сотоварищей, друзей. Дружба всегда сопряжена с жертвенностью, с готовностью помогать. А у батюшки умение дружить, как и само понятия «дружба», явно были даром от Бога. По его объёму дел во благо служению людям можно и должно писать трактат под названием «Искусство дружить». Разве можно было бы без взаимности быть успешным ответственным секретарем Тихвинской епархии, где в твоей рабочей орбите 60 православных учреждений и всех участников клира надо знать в лицо и по именам; где 5 районов с территорией до 400 км. и объехать их надо регулярно, потому как важность вопросов и необходимость их взвешенного решения тоже входит в твой функционал; миссионерская работа и членство в аттестационной комиссии Епархии, когда огромное количество ежедневной «писанины» и ответственность за документацию. И батюшка с этим набором «послушаний» блестяще справлялся, иногда, а может быть и часто, в ущерб здоровью.

Жертвенность — это чтобы кому-то стало легче. Она тоже требует огромной самоотдачи. Так было с его служением в Хосписе. И это в те времена, когда возникает необходимость создания первых хосписных служб, когда идёт процесс их становления, когда медики только ищут подходы и специфику лечения. Для батюшки эта тема всегда была ранимой. Сколько же надо было пропустить через своё сердце кричащей боли, страданий, отчаяния, ожесточения онкологических больных, чтобы учитывая все обстоятельства (индивидуальные, возрастные, психологические особенности), привести больного к диалогу с Богом. Чтобы каждый день найти такие слова и такие примеры, которые смогли бы персонально укрепить душу утешением и поощрением. (Когда на кафедре кто-то из студентов ссылается на тяжёлую жизнь, то предлагаю сходить на службу волонтёрской помощи в хоспис). За эту страницу жизни, отцу Онуфрию отдельное спасибо и низкий поклон!

«Неверующих людей не бывает, им надо только помочь избавиться от духовной слепоты», — говорил отец Онуфрий. «Слеп человек….. и требует просвещения» (Святитель Тихон Задонский). Духовную слепоту святые отцы относят в разряд «окамененного нечувствия». Для настоятеля Собора Андрея Первозванного это разговор не только о просветительной работе, но и о необходимости строительства просветительного Центра. Общими усилиями Центр был построен, но батюшка теперь может только с небес наблюдать за этим детищем. А своё представление о просветительстве изложил в одном из интервью. Блестяще зная святоотеческую литературу, (и не только) настоятель уповал на создание в библиотеках города совместных мероприятий с использованием православных источников, знаменательных дат православного календаря. Выступая перед работниками этих учреждений, батюшка, сделав ссылку на текст Митрополита Антония Сурожского: «Христианская вера призывает людей любить друг друга и на основании любви строить братские отношения, дабы всем вместе быть в общении….» — был убедителен в ответе на вопрос о религиозности как природном свойстве. После таких аргументов ни у кого не осталось сомнений, что в воспитании христианина и гражданина, без создания общими усилиями православной общины не будет общности, а не будет общности, не будет и нации. Резюме: хоть церковь и отделена от государства, но мы вместе в ответе за всех, кого приручили. Искусству убеждать и побеждать у батюшки можно было поучиться.

И ещё один эпизод. Были рядом с Большеохтинским кладбищем. Была возможность, и решили зайти, положить цветы отцу Онуфрию. Лето, жарко, нужна вода, а потому зашли в Храм, чтобы попросить ёмкость и воду. Сотрудник Храма, узнав, что мы к отцу Онуфрию, рассказал. К батюшке и по сей день часто ходят. А когда похоронили, то у нас была мысль поставить указатель со стрелкой «к Онуфрию», так многочисленны были обращения «как пройти?». И ещё. «На его могиле, (у него всегда много цветов) но до поздних холодов у его креста стояла очень красивая лилия. И когда первые заморозки наступили, то она вся в снежинках напоминала белоснежную свечу. Наверно, Он, правда, был человеком Божием».

Историю пишут люди. Историю Собора Апостола Андрея Первозванного начал писать человек, имя которого теперь уже навсегда войдет в историю города. Городу с непростой судьбой, Господь послал своего труженика – пахаря, который за столь короткий срок, отведённый ему Всевышним, (в этом году ему бы исполнилось 40 лет) он своей притягательной силой, которая влекла к нему неодолимо, сделал Храм Апостола Андрея Первозванного духовным Центром Православия.

Благодать, которая исходила от иеромонаха Онуфрия, наполняла приходящих смыслом и позволяла чувствовать причастие к той духовности, которая даёт устойчивость бытия, что для нашего сложного времени крайне необходимо. А чтобы ощущать себя не осиротевшими, надо продолжить выполнять и реализовывать все его планы. Это очень не просто, потому как концепция развития Храма, как места духовной жизни, заложена на много лет вперёд и продолжатели дела должны быть те, кто близок ему был по духу. И, такие, слава Богу, есть! А то, что Он с небес будет помогать хранить и умножать начатое дело – в этом сомнений нет, и мы чувствуем его присутствие среди нас. Очень жаль, что ушёл на взлете своих начинаний и надежд, но это не скорбь, потому что духовно мы продолжаем общаться с ним. Он и, правда, был Божием человеком. И не случайно оказался в Волхове. И по замыслу Свыше, вместе с «ФосАгро» батюшка строил Храм с именем проповедника Апостола Андрея Первозванного, путь которого связана с рекой Волхов.

Отдельная благодарность за прекрасную службу в Подворье Свято – Троицкого Александра Свирского мужского монастыря 16 октября. Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав совершил Божественную Литургию. Сколько душевности, теплоты, благодарения было в словах руководителя Епархии, сострадания и искреннего дружелюбия у всех, кто помогал вести службу. Лития и освещение надгробного памятника на кладбище тоже были такими душевными и такими незабываемыми в единение с природой. Могила – место для скорби. Но, то, как и что предстало перед многочисленными почитателями иеромонаха Онуфрия, Александра Ларина его и место упокоения его мамы, монахини Елизаветы, заслуживает особой благодарности. Море цветов и удивительное по красоте, по смысловому прочтению надгробие! Место, где хочется остановиться. Талантливый автор, или авторы памятника (к сожалению, не смогли уточнить имена) создали такую душевность, придали значимость каждой детали, что не покидает ощущение, что стоишь у чуть приоткрытого Алтаря и очень хочется помолиться! И на всём этом фоне Лития и освящения памятника Епископом Тихвинским и Лодейнопольским Мстиславом и его клиром, звучала так проникновенно!

«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13,7).

Светлая память иеромонаху Онуфрию.

Любовь БЕЛОНОЖКО-ЯШИНА,
прихожанка храма

связанные новости