Лучшая память – сегодняшний труд
5 февраля мы отмечаем 80-ю годовщину события, которое спасло сотни тысяч жизней. В этот день в 1943 году из Волховстроя в Ленинград отправился первый после прорыва блокады поезд с продовольствием. В преддверии значимой даты с работой локомотивного депо познакомились руководители районной администрации и депутатского корпуса.
Главы осмотрели помещение дежурного по депо и кабинет технической учёбы, который оснащён современным оборудованием. Оно позволяет погрузиться полностью в процесс управления электровозом, показать знание всех правил – основу безопасного вождения поезда. Здесь обучаются и совершенствуют своё мастерство машинисты депо.
– Сегодня локомотивное депо Волховстрой – одно из ключевых на Октябрьской железной дороге, – рассказал начальник локомотивного депо Волховстрой Владимир Игоревич Владимиров. – Из 16 депо мы являемся вторым по крупности и первым по количеству инвентарного парка локомотивов. Наши локомотивные бригады перевозят грузы и пассажиров на самом грузонапряжённом участке Октябрьской железной дороги. Самое важное в нашей работе – это разрешающие показания выходного, проходного светофора, ну и безотказность пути следования. Чтобы все пассажиры были довольны.
Показали гостям и уникальный музей локомотивного депо. Он небольшой, занимает один зал, оформленный по хронологии и по темам. Многочисленные фотоматериалы, экспонаты, уводят в далёкую историю предприятия, отмечающего в этом году 118-й день рождения. Верх стендов оформлен изображениями локомотивов: с одной стороны паровозы, с другой – тепловозы, электровозы.
Среди экспонатов – модель паровоза «Щуки». Она сделана токарем Алексеем Дмитриевым по единственной имеющейся фотографии! Многие экспонаты получены музеем в дар. Как, например, в экспозиции новейшей истории предприятия личный мундир и головной убор министра путей сообщения, нашего земляка Вадима Николаевича Морозова.
– Мы организовываем посещение музея для школьников, студентов, – пояснил начальник локомотивного депо Волховстрой Владимир Владимиров. – Прививаем знания истории депо работникам, чтобы они продолжали традиции и чтили жизнь и коллектив депо.
Особое место в экспозиции занимает военная страница жизни волховстроевских железнодорожников. Фотографии, документы, экспонаты рассказывают об их героическом каждодневном подвиге и, конечно же, о том самом дне, 5 февраля 1943 года, когда со станции Волховстрой в блокадный Ленинград отправился поезд с продовольствием.
Правом повести этот состав была удостоена лучшая бригада паровоза ЭУ-708-64: старший машинист Иван Павлович Пироженко, помощник машиниста Виктор Семёнович Дятлев, кочегар Иван Александрович Антонов.
На стендах музея можно видеть копии маршрутных листов, шинель машиниста, схему Дороги Победы или «коридора смерти» и другие свидетельства того времени.
– Я очень сожалею, что раньше здесь не был, – поделился глава администрации Волховского района Алексей Викторович Брицун. – Это всё сделано руками железнодорожников, собиралось по крупицам со всей страны. Истории железнодорожников неразрывно связаны с городом Волховом. Как были построены железнодорожные пути даже в самом центре Волхова, как доставляли раненых людей с фронта в эвакуационные госпитали, что сделали железнодорожники для спасения Ленинграда. Это очень важное место. Сюда приходят и ветераны, и молодёжь. Очень здорово, что у нас в Волхове есть такой музей.
Воистину беспримерный подвиг совершили своим самоотверженным трудом волховстроевские железнодорожники, чтобы спасти Ленинград, приблизить Победу. Сегодняшнее поколение работников локомотивного депо чтит память о героях. А лучшая память – это их сегодняшние успехи, их преданность профессии и железной дороге.
Галина МИХАЙЛОВА