Настоятельский корпус Староладожского Никольского монастыря участвует в программе «Консервация»
В Волховском районе продолжаются работы по сохранению объектов культурного наследия в рамках федеральной программы «Консервация». В Старой Ладоге работа кипит на территории Никольского мужского монастыря. Строители занимаются консервацией Настоятельского корпуса. Он был построен для служителей обители в середине девятнадцатого века.
— Настоятельский корпус предназначался для того, чтобы там жила братия, чтобы там находились подсобные помещения, которые были необходимы для развития монастыря. Вторая половина XIX века — золотой период в жизни нашей обители. Здание очень органично вписалось в ансамбль монастыря, и для нас важно его сохранить, — рассказывает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря отец Филарет.
Активные работы по консервации начались в начале ноября прошлого года. На протяжении нескольких месяцев строители вывозят мусор, борются с плесенью, разбирают аварийные перекрытия и восстанавливают кирпичную кладку. Особое внимание цокольному этажу и фундаменту исторического здания.
— Продолжаем обнаруживать вывалы кирпича в стенах в цокольном помещении, — говорит начальник участка ГУП «ЦНРПМ» Максим Рославцев. — Вероятно, здание подтоплялось грунтовыми водами, которые и разрушили кладку. Делаем всё возможное, чтобы стены не обрушались.
Кровля здания, за исключением нескольких незначительных протечек, по словам специалистов, находится в удовлетворительном состоянии. Чего не скажешь о печных трубах, которые выходят на крышу. Кладка здесь разрушается. Бывало, что и кирпичи летели вниз. Чтобы исключить подобные случаи, вокруг каждой трубы рабочие сооружают специальный саркофаг. Это позволит не только сохранить их, но и поможет избежать гнездования птиц, а этот фактор тоже пагубно влиял на состояние кладки. Вообще, печи и камины в историческом здании — это отдельная ценность. Они располагаются практически в каждом помещении. Другого отопления здесь просто не было.
Кирпичи девятнадцатого века рабочие аккуратно складируют. В дальнейшем реставраторы смогут использовать их в своей работе. Ведь консервация объекта историко-культурного наследия — это не только сохранение, но и подготовка к началу масштабного обновления. Впереди — возведение строительных лесов вокруг Настоятельского корпуса.
— Обнесение здания лесами — это первая стадия строительства, — продолжает Максим Рославцев. — Мы участвуем в федеральной программе по консервации объектов культурного наследия и обязаны вложить каждый рубль максимально эффективно. Так, чтобы следующий подрядчик, который придёт на объект после нас, не тратил время и средства на то, чтобы что-то переделывать.
По оценкам специалистов, консервация исторического объекта позволит сохранить здание от дальнейшего разрушения ещё как минимум пять лет. Согласно более оптимистичным расчётам — речь о десятилетии. Настоятель же монастыря надеется, что средства на реставрацию найдутся раньше, и прилагает для этого все усилия.
— Ежегодно мы подаём документы на разработку проектно-сметной документации в Федеральную целевую программу развития культуры, — рассказывает настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря отец Филарет. — С 2019 года ежегодно документы уходят в Москву. Но, к сожалению, пока мы не видим положительного решения. Надеемся, что со временем корпус обязательно войдёт в эту программу и будет отреставрирован.
Реставрации требуют и другие объекты одной из древнейших обителей. Ранее были законсервированы Никольский собор в Старой Ладоге и церковь Василия Кесарийского в деревне Чернавино. Работы будут продолжены. По плану на 2025-й год в очереди на консервацию ещё два объекта — Преображенская церковь в деревне Чернавино и здание Духовного училища на Малышевой горе. Благодаря работам не только у наших современников, но и у будущих поколений появится возможность воочию увидеть красоту и величие этих уникальных объектов духовного наследия.
Михаил СМЕЛКОВ
Фото Дмитрия Амбросия