Волхов Главное Социальное

Памяти отца Онуфрия

Батюшка, наш батюшка в самый трудный час,
Батюшка, наш батюшка молится за нас.

(Слова из песни)

То, что первый настоятель Волховской обители Собора Апостола Андрея Первозванного иеромонах Онуфрий нам помогает, мы это точно знаем, потому как уже два года с его кончины перед каждой сессией мы (я и моя подружка Юля) приходим на Большеохтинское кладбище к месту упокоения батюшки. Рассказываем ему о нашем житии-бытии и просим об успешной сдаче экзаменов и зачётов (и всегда с положительным результатом!). И не мы одни. Теперь с нами приходят и наши сокурсники. А смотрители погоста рассказывают, что ходят к могиле не только из интереса посмотреть красивый памятник в виде раскрытого Евангелия, но и помолиться, попросить помощи у семейной усыпальницы рабов Божиих Лариных, иеромонаха Онуфрия (Александра Ларина) и его матушки монахини Елизаветы (Екатерины Лариной). Народ приходит часто. У смотрителей была даже идея поставить указатель к месту их погребения.

Батюшку, иеромонаха Онуфрия знали многие: кто-то лично, другие – по рассказам. Наши встречи, к большому сожалению, были очень недолгими, и их было мало.

Первый раз наша встреча случилась то ли по Промыслу Божию, то ли так сложились обстоятельства. Это ещё из школьной жизни. Иногда наши занятия по литературе, как способ формирования интереса к предмету, проходили в городском культурно-информационном центре, т.е. в нашей городской библиотеке им. А.С. Пушкина. Формы получения дополнительной информации предлагались разные: от знакомства с книжными новинками до закрепления пройденного материала через игровые квесты, диспуты, встречи с интересными людьми. На этом судьбоносном для нас событии и была встреча с отцом Онуфрием, настоятелем только что построенного Андреевского Собора. (В народе называется «тот, что у завода). В читальный зал вошёл человек, с появлением которого нарушились все наши визуальные представления о священнослужителе. Красивый светский костюм вместо рясы, лицо с бородой, но не до пояса, добрейшая улыбка и внимательные молодые глаза. Очень симпатичный. Он никуда не агитировал, не призывал к посещению храма, он стал рассказывать об Андрее Первозванном и почему именно это имя носит собор. По сути, это было продолжение курса по теме «Путь из варягов в греки», т.е. про путь от Крыма, Киева до Великого Новгорода, по реке Волхов. Но здесь была другая, не экономическая составляющая (хотя и эту никто не отменял). Миссия апостола Андрея состояла в том, чтобы проживающим здесь язычникам-славянам рассказать о своем Учителе Иисусе Христе (а Андрей был первым (потому и Первозванным) и кого призвал Иисус Назарянин); о Православии; о Божественных заповедях; о духовных составляющих законах бытия, выстроенных на принципах веры, надежды, любви. По преданию апостол Андрей мог быть в этих местах, потому как именно здесь были самые труднопреодолеваемые пороги. И волховские бурлаки на канатах, на живой силе, в сложнейших, непредсказуемых погодных и водных обстоятельствах занимались перегрузкой товаров на более лёгкие судна, способные довести грузы до нужного адресата. И как ему Андрею, уже не очень молодому человеку из тёплого климата, не знающему языка, особенностей жизни северного поселения, изменчивости обстоятельств, постоянной угрозе со стороны недружелюбного «собратства бурлаков», лихих людей, в тяжелейших условиях выживания, нечеловеческой нагрузке преодоления водных порогов при переносе грузов на другие средства передвижения, пришлось вершить мессионерский подвиг! И ещё. Все жители этих мест были прирождёнными рыбаками. Апостол Андрей Первозванный, сам родом из семьи потомственных рыболовов, именно во время перезагрузок, находил время, место, темы и язык для проповеди о Боге, о Божественной мудрости, о Христианстве.

Отец Онуфрий рассказывал так образно и с конкретным указанием тех мест, которые мы знаем с детства, но никакой героики туда никогда не вкладывали. Оказывается, что крест на нашем соборе изготовили современные мастера, проживающие в д. Юшково, а ведь крест не только украшение здания, а на соборе он ещё и символ Православия! И точность его изготовления требует от исполнителей глубочайшей веры, ответственности и высокого профессионального мастерства. И в дер. Юшково они есть! Легендарными оказались и Пороги. Лоцманы в Порогах были личностям на все века, как и мастера-лодочники по деланию и ремонту барок, плоскодонок, челноков. Их ремесло и мастерство никуда не делось, а нам надо только помнить и гордиться предками и продолжать их дело.

Это не было проповедью, которую произносит священник, это был призыв к действию познания — к малой родине, к истории, к именам, роду-племени, потому как неверные оценки не помогают и не добавляют воспитанию гордости за край, в котором живёшь. Встреча с отцом Онуфрием на всех нас произвела «искренний восторг на всю жизнь» (так было сказано, когда благодарили батюшку, а мальчишки про Андрея Первозванного: «Вот это харизма, не то, что у наших современников»).

Следующая встреча была уже по весне. Заявленная тема: «Духовная жизнь современного человека», и батюшка предложил разговор в форме вопросов и ответов. Спонтанность вопросов всегда предполагает провокационность и отвечающий должен быть готов к ответу, а это требует глубины знаний, умение держать аудиторию, выстраивать межличностные отношения. Народу было много и наш десятый класс в том числе. На этот раз батюшка был в обычном священническом облачении, которое ему очень шло, и он напоминал сказочного героя, который из широких рукавов как бы вынимал убедительную доказательную аргументацию ответов. Вопросов тоже было много от «что такое литургия»? до «где найти духовника»?

Аплодисменты за почти два часа общения батюшка получил заслуженно, и отпускать «ответчика» слушатели не очень хотели. При всём том, что каждый вопрос требовал мгновенного включения на вопрошающего, но отец Онуфрий выстраивал ответ так, что доверительный тон, размышление вслух, включение аудитории в смысл излагаемого, т.е. интересно было всем. Его принцип — «Слушателям нужна не осведомлённость, а те вещи, которые могут дойти до них; нужен живой контакт, который может взволновать душу». «Проповедник приводит мирян не к себе, а к Богу» (эту фразу батюшки мы осознали позже). Теперь-то мы понимаем, что та кажущая лёгкость, простота и доходчивость изложения, лексика, язык демонстрировали глубину его знаний, подтверждали высокую духовную образованность и формировали искренний интерес к нему как к личности, как проповеднику, как к учителю. Позже узнали, что он кандидат богословия, а опыт и знания владения школьной аудиторией ему знакомы со времён, когда он подростком был алтарником в храме Ильи Пророка на Пороховых. Закончил батюшка встречу приглашением в храм на службу.

И была ещё одна наша встреча. В храм на службу собрались не сразу. Из всего класса было несколько человек. Отец Онуфрий в этот день не служил. Он был по неотложным делам согласования строительства дома притчи, будущего Духовно Просветительного Центра. У батюшки была встреча с человеком, которого он назвал «соработником» ( Сергей Андреевич Лобанов, директор Волховского филиала АО «Апатит»), а всё что делается для храма и в храме — это сотрудничество, работа на одном дыхании. Для Андреевского собора Сергей Андреевич вдумчивый созидатель городской среды с духовной, культурной и экономической составляющей, который вместе с командой единомышленников старается воплотить идею волховчан-первостроителей — превратить древнее поселение в город творцов.

Но, нам повезло. Батюшку мы встретили уже на выходе. Он поблагодарил нас за посещение и на вопрос «как приобщились к службе?», видя наше смущение, пригласил к беседе. Мы не хотели его огорчать тем, что мало что поняли; стеснялись; не знали как себя вести; про контроль со стороны старшего поколения; что боимся замечаний. Лешка сказал, что кроме слова «премудрость прости» ничего больше не запомнил.

Реакция отца Онуфрия была потрясающая. Он почему-то нас спросил о Н.В. Гоголе. И его рассказ был для нас следующим открытием. Оказывается. Николай Васильевич Гоголь, будучи глубоко верующим человеком, написал маленькую книжку «Размышление о Божественной литургии». Цель изданного трактата – «чтобы показать людям, ещё мало ознакомленным с церковной жизнью, как происходит в храме общее богослужение и чтобы утвердить в голове порядок. И если внимательно следить за литургией (обедней), то глубокое внутреннее значение раскрываться будет само собой» (издание 1894 года. В интернете есть). Вот так отец Онуфрий через урок литературы обогатил нас. И через некоторое время привёл нас в храм! Так мы из категории «захожан» постепенно стали превращаться в «прихожан».

Последняя наша встреча (о чём и по сей день печалимся) была уже в самый разгар пандемии. Но для нас она была очень значимой, можно сказать, исповедальной. Батюшке мы признались, что в храме мы уже были. Поведали ему свою почти детективную историю о походе в собор и «хитрый» замысел прихода в поисках иконы Сергия Радонежского, который по слухам и мог помочь нам получить хорошие оценки при сдаче Государственных экзаменов (так гласила легенда о получении быстрого результата для лентяев и бездельников). Подробности повествования очень его повеселили. Он предложил нам, когда созреем, на какой-нибудь из будущих общих встреч с волховчанами, которые, он верил, обязательно будут в новом построенном Центре и после пандемии, рассказать наши «православные пути», а лучше описать в подробностях наш своеобразный приход к вере (пока обещание не выполнили). Тогда же отец Онуфрий, подведя к образу Защитника Земли Русской, учил нас смотреть на икону как на святыню, вчитываться в текст жития, учил искренности в молитве, потому как молитва – это путь духовной жизни. На наше повествование о том, как мы учили «Отче наш», как мы искали смысл, заложенный в каждом слове, он посоветовал прочитать у митрополита Антония Сурожского «О молитве Господней». А на тот момент сказал: «Классики помогут. Александра Сергеевича откройте». И с таким вдохновением нам прочёл!

«Отец людей, отец небесный! Да имя вечное Твое святится нашими сердцами! Да придет Царствие Твое; Твоя да будет воля с нами, как в небесах, так на земли! Несущный хлеб нам ниспошли Своею щедрою рукою, и как прощаем мы людей, так нас, ничтожных пред тобою, прости, Отец, Своих детей; не ввергни нас во искушенье. И от лукавого прельщенья избави нас….» — А.С. Пушкин «Отец небесный».

Мы были восхищены его образованностью, умением слушать и слышать, желанием помогать, глубоким знанием психологии восприятия и понимания, даром разъяснять православных тексты с той убедительностью, что у самого возникает потребность их открыть. Отец Онуфрий сказал так: образование (это знания, а не просто информация), которое получаете, должно проходить через всю жизнь и это будет каждый раз как новое открытие себя, и тогда будешь интересен другим. И ещё он говорил, что «знание — не только сила, но и оберег». В сообществе православных священников батюшку называли «вечный студент». А подтверждением тому остались его дипломы: Русской Христианской Гуманитарной Академии, Академии Постдипломного образования, Общецерковной аспирантуры и докторантуры равноапостольных Кирилла и Мефодия. Нам до этого ещё очень далеко, но пример для подражания в лице нашего батюшки у нас остался, он есть. И, уверены, что будет. А еще Его открытость. Это бесценное качество, которое рождает взаимопонимание, чувствуя которое, возможно иметь огромное количество контактов, связей, почитателей, сотоварищей, друзей! Дружба — это ведь тоже наука. Дружба — это дорога с проверкой на прочность, где участвуют оба и по ней идут в одну сторону. У отца Онуфрия эта дорога была столь широкой, сколь широко было его доброе сердце. Хранитель Пушкиногорья Семен Степанович Гейченко, которого батюшка часто цитировал, говорил: «Не надо ничего доказывать: красоту видно, разум слышно, доброту чувствуешь». Доброта иеромонаха Онуфрия тоже высшей пробы, потому как её составляющие – жертвенность, чтобы кому-то стало легче, и самоотдача, как максимальная включённость в помощь. Отложить заботу о себе и жить для другого. Какое надо было иметь сердце, сколько мужества, чтобы пропустить кричащие боли отчаявшихся онкобольных, найти слова утешения на слёзы родных. И он прошёл это послушание, когда окормлял домовой Храм иконы Божией Матери «Всецарица» при Хосписе № 4.

Пастырство нашего батюшки было многогранно, как и количество послушаний. Секретарь Тихвинской Епархии, состоящей из 5 районов с территорией 400 км.; 60 православных учреждений, где всех участников надо знать в лицо и по имени; миссионерская работа; членство в Аттестационной комиссии Епархии и прочее и прочее.

Батюшка всегда говорил, что « Храм — это второй дом» и наполнение, внутренняя, духовная жизнь этого дома было его постоянной заботой. Церковь собирает и организует людей, но для этого нужна атмосфера искренности, постоянной готовности помочь, заботиться о духовном состоянии пришедших в Храм. «Служение могут быть разными, а призвание у нас одно — быть христианином».

Но главная его забота сделать Храм, где у священника только одна привилегия – любить свою паству и совместными усилиями наполнить его атмосферой нашей милости, открытости, верности в том, что пришедший сюда будет принят. Атмосферу, куда хочется идти, быть тёплым надёжным домом, делают люди. Из этих неравнодушных, сопричастников формируется общность. Чтобы вырастить общину, требуется время и глубоко продуманная программа. А отец Онуфрий успел заложить основы успеха жизни своего детища. Команда соработников, это те единомышленники и помощники, которые с ним начинали. Отец диакон Константин Конев, чтец Александр Таурас, священник Михаил, директор ДПЦ «Андреевский» Елена Золотых. Усилиями команды два года продолжается дело созидания прихода.

Вот такой у нас был батюшка! Память о котором для нас очень дорога и мы обещаем всеми силами воплощать заветы, которые он нам оставил.

Вот теперь он – у Господа, а мы ощущаем себя осиротевшими, но всё равно чувствуем, что он присутствует здесь, среди нас, молящихся о нём.

Благодарим Бога за то, что он был в нашей жизни!. И для нас сегодня память о иеромонахе Онуфрии –это спасительный якорь среди волн житейского моря.

Прихожане Собора Апостола Андрея Первозванного
подруги Уля и Юля и их бабуля
Л. ЯШИНА-БЕЛОНОЖКО
Д. Константин КОНЕВ

связанные новости