В сервисном локомотивном депо «Волхов» растят профессионалов
Кадровая политика является важным элементом деятельности любого предприятия. От того, насколько грамотный и профессионально подготовленный персонал трудится, во многом зависит успешная работа всего производства
Непрерывное профессиональное обучение кадров — одно из приоритетных направлений в работе сервисного локомотивного депо «Волхов». О том, кого и каким образом обучают на предприятии, мы поговорили с инженером по подготовке кадров Екатериной Альниченковой.
— Екатерина Вячеславовна, Волхов — не самый богатый кадрами район. Крупные предприятия здесь отмечают острую нехватку квалифицированных сотрудников. Как Вы решаете эту проблему?
— С учётом того, что растут объёмы производства, на предприятии в большинстве своём — новое современное оборудование, нехватка рабочих рук ощутима. Речь о таких профессиях, как слесарь по ремонту подвижного состава, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, токарь, токарь по обточке колёсных пар, слесарь-ремонтник, слесарь по ремонту и осмотру локомотивов на пунктах технического обслуживания. Вот основные профессии, потребность в которых мы сегодня ощущаем. Для нашего депо одна из реальных возможностей получить работника, который в дальнейшем останется на предприятии, — вырастить его самостоятельно. С этой целью на предприятии существует Корпоративный университет.
— Расскажите подробнее о работе университета, её эффективности.
— Мы принимаем на работу не только высококвалифицированных специалистов, но и людей без опыта. Обучение происходит дистанционно, без отрыва от производства. Например, человек пришёл без соответствующей профессии. Мы заводим с ним его личный кабинет. Там есть две методички: одна — видео-уроки, другая — читаемая информация. У новичков испытательный срок — месяц. Им даётся возможность и обучаться теории, и в то же время практиковаться в работе. Новичку помогают коллеги, здоровая среда формирует мотивацию завершить обучение. В итоге человек получает свидетельство о том, что он окончил курсы, прошёл подготовку по профессии, и ему присваивается квалификация, например, — слесарь по ремонту подвижного состава третьего разряда. Этот документ, даже в случае увольнения, отдаётся на руки. Он действителен и за пределами нашего предприятия.
В университете проходит и переквалификация работающих сотрудников. Тут значима роль мастера. Он выходит с предложением, что вот этому слесарю нужно повысить разряд, он уже заслужил. Я подаю заявку. Слесарь обучается, защищает более высокий разряд, за наличие которого оплата труда становится выше.
— Как новым специалистам помогают адаптироваться в коллективе, на производстве?
— У нас существует несколько программ, нацеленных на адаптацию новичков. Одна из них «Наставничество». За вновь принятым закрепляется наставник — опытный сотрудник, в основном мастер или бригадир с большим стажем работы и высоким разрядом. Мастер в период наставничества, а он длится три месяца, ведёт начинающего специалиста, обучает. У них есть своя разработанная программа, индивидуальные планы, отчётность. На основании всего этого через три месяца издаётся приказ о том, что вновь принятый сотрудник прошёл программу «Наставничество».
Адаптироваться на предприятии помогает и наша новая программа, которую ввели только в этом году, — «Велком-тренинг». Она направлена на то, чтобы вновь принятый на предприятие сотрудник увидел насколько масштабна наша организация. Делаем видео презентацию, где представляем всех: директора, административную структуру. Мы ведём диалог с ними. Выясняем: что любят в жизни, кем были раньше, кем видят себя через год. Так стремимся показать корпоративный дух предприятия и ответить на вопросы. У нас даже игры есть. Всё это неформальное общение позволяет познакомиться, как новым специалистам между собой, так и нам с ними. Но самое главное, мы до них стремимся довести, что их ждали на предприятии, что они здесь нужны.
— Сегодня существует потребность в сотрудниках?
— Потребность в кадрах всегда есть. Много сотрудников выходят на пенсию. Сегодняшняя ситуация сказывается — мы проводили мобилизованных на СВО. Меняется программа ремонта, увеличиваются объёмы, соответственно, и штат должен пополняться. Работа по привлечению персонала ведётся постоянно. Депо активно сотрудничает с учебными заведениями: ИжГТУ им. М.Т. Калашникова в Ижевске, ГТУ в Москве, Дорожный центр научно-технической информации ОЖД филиала ОАО «Российские железные дороги», Волховский многопрофильный техникум и так далее. За 2022 год 130 сотрудников сервисного локомотивного депо «Волхов» прошли обучение и повысили квалификацию. В этом году по плану в коллектив вольются и повысят разряд 150 человек.
Важно помнить, что сегодня человек труда — в цене, специалисты рабочих профессий крайне востребованы. Мы таких людей ждём и стремимся создать для них комфортные условия и для профессионального становления, и для дальнейшего карьерного роста.
— Спасибо за беседу!
Беседовала Галина МИХАЙЛОВА
Фото Анастасии Андроновой