Вызовы нового времени
Вопрос о том, какой будет школа обозримого будущего, волнует не только педагогов, но и родителей, учеников, специалистов по развитию образования. Ответы на него искали участники межрегиональной конференции «Школа, устремленная в будущее», которая прошла в Волховской городской гимназии. Здесь собрались представители школ, колледжей, детских садов и учреждений дополнительного образования из всех 18 районов Ленинградской области, чтобы обсудить главные вызовы и возможности, стоящие перед образовательной системой.
Образование сегодня переживает этап глубоких преобразований. Это касается не только содержания учебных программ, но и подходов к обучению, организации образовательного пространства, внедрения технологий и взаимодействия с учениками. По словам Владимира Кучурина, проректора по научно-методической деятельности Ленинградского областного института развития образования, эти изменения отражаются в региональных и федеральных проектах, таких как инициатива «Школа Минпросвещения».
— Этот проект охватывает разные аспекты школьной жизни. Например, появление школьных театров, музеев, создание современных пространств для проектной деятельности и медиацентров. Это не просто модернизация инфраструктуры, а шаги к созданию той школы, о которой мечтают дети, родители и педагоги, — отметил Владимир Кучурин.
Обновления касаются и школьных столовых: меняются подходы к питанию, учитываются современные стандарты качества. Эти инициативы направлены на создание среды, в которой ученики чувствуют себя комфортно, а процесс обучения становится не только продуктивным, но и вдохновляющим.
— Очень важно опуститься до основы, до урока, для того, чтобы ребёнок именно на финише имел тот портрет, о котором все говорят: это подготовленный в равных условиях с равными возможностями выпускник, имеющий чёткие представления о своей дальнейшей профессиональной карьере. А главное, что он найдёт применение своим знаниям в учреждениях и организациях именно нашей области и вернётся к нам молодым специалистом, о которых сейчас мы очень мечтаем, — считает Юлия Мельникова, председатель комитета по образованию Волховского района.
На пленарной сессии конференции были подняты темы, касающиеся ключевых вызовов современного образования. Надежда Васильева из областного комитета по образованию рассказала о значимых региональных проектах, направленных на развитие школьной инфраструктуры и совершенствование образовательных процессов. Профессор Леонид Илюшин из Санкт-Петербургского государственного университета акцентировал внимание на вопросах внедрения искусственного интеллекта в обучение, роли цифровых технологий в образовательной среде и балансе между достижениями учеников и развитием личности.
Кульминацией пленарного заседания стало награждение победителей региональных конкурсов, организованных Ленинградским областным институтом развития образования. Под аплодисменты коллег на сцену выходили команды педагогов и школы, добившиеся высоких результатов в образовательной деятельности. В их числе оказалась методическая команда Киришской гимназии.
— Для нас это был, наверное, прежде всего вызов самим себе. Это не только награда, но и стимул для дальнейшей работы. Будущее школы зависит от нас, и наша задача — сделать образование лучше для наших учеников, — поделилась эмоциями Наталья Золотарёва, представитель команды-победителя.
После пленарной части участники конференции перешли к работе в тематических секциях. Здесь в более узком кругу обсуждались актуальные темы: профориентация школьников, развитие талантов, цифровизация образовательного процесса, создание инклюзивной среды и внедрение инновационных методик.
Особое внимание уделялось вопросам подготовки учеников к жизни в цифровом обществе. Педагоги делились опытом использования современных технологий на уроках, обсуждали, как искусственный интеллект может стать инструментом для персонализации обучения. Прозвучали идеи о том, как формировать у школьников навыки будущего: критическое мышление, креативность, командная работа.
Одна из секций была посвящена профориентации. Участники говорили о необходимости тесного взаимодействия между школами и предприятиями региона. Этот подход позволяет ученикам увидеть реальные перспективы применения своих знаний, а также понять, какие навыки востребованы на рынке труда.
Конференция «Школа, устремленная в будущее» стала площадкой, где педагоги не только делились своим опытом, но и вдохновляли друг друга на новые достижения. Совместными усилиями они формируют ту образовательную среду, которая поможет ученикам стать уверенными, думающими и творческими личностями, готовыми к вызовам современного мира.
Галина МИХАЙЛОВА,
Фото: Алексей Войтович