Путь к Храму. Памяти отца Онуфрия
Три года назад, 16 октября, покинул этот мир первый настоятель храма Андрея Первозванного отец Онуфрий. В память о нём публикуем фрагмент рассказа-воспоминания Любови Яшиной-Белоножки.
Это был «выездной» урок литературы в КИЦ им. А.С. Пушкина, куда как на «встречу с интересными людьми» пригласили батюшку Онуфрия. Разговор на тему «про Бога» для подростковой аудитории был явно неожиданным. И тема не столь популярна у старшеклассников, и светская одежда представителя церкви вызывала некоторое недоумение. Внешний дисбаланс нами был воспринят как условие для наступления, возможность смутить священника, усомниться в правоте утверждения о всесильности Всевышнего как создателя мироздания, убедительно продемонстрировать напрасность встречи и выйти победителями в своих утверждениях. Провокационные вопросы к священнику типа: «Бог все прощает, но не всем помогает» (а где гарантия, что поможет мне и зачем тогда мне с Ним дружить); «Бог-то Бог, да и сам не будь плох» (значит, результат зависит от человека); «Бога никто не видел» (в церкви на иконах только лики святых, да и то не факт, потому как это не фотографии).
Для лектора Онуфрия такая атака не была неожиданностью. На удивление, наша бравада, подростковая амбициозность и «крутизна» внезапно обрушилась, потому как была нарушена привычная для нас форма школьного урока «вопрос-ответ». Священник использовал приём, который принято называть «методом сократовского вопроса». Это когда на вопрос задающего, отвечающий выстраивает диалог тоже с вопроса. Суть была в постановке не просто вопроса, а вопроса к размышлению, и тогда ответ выстраивал сам собеседник.
Отец Онуфрий с величайшим тактом и любовью, наполнив смыслом каждое слово задаваемого вопроса, включил всех нас в мыследеятельность. «Да, Бога никто из нас не видел, но его благами мы все пользуемся. Жить без воздуха, без воды, без земли, вне времени мы тоже не сможем. Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. То, насколько он нам нужен, узнаешь, когда его не хватает. Солнце похоже на Бога. Оно может греть и сжигать. Всё живое пьёт его силу. Но на его огненный диск нельзя смотреть без боли. Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится — с ним нельзя спорить. Так много всего в мире похоже на Бога».
Пастырь, не навязывал выводов, мы сами (так нам показалось, а лектор сделал вид, что это наш подвиг) пришли к умозаключению и уверовали, что православную культуру, включающую Богословие, изучать необходимо, и называл её батюшка удивительно глубоким словом «премудрость». Личное обаяние, дар проповедника, открытость — была какая-то притягательная сила, искренность, которая влекла к нему и к тому, о чём так интересно и образно он рассказывал.
Батюшка Онуфрий рассказывал и про апостола Андрея, вестника и первого из учеников Иисуса Христа, в честь которого назван храм, и про обстоятельства, определившие необходимость из тёплого климата Галилеи, что рядом с Иерусалимом, отправиться Андрею Первозванному в суровую экзотику Великого Новгорода по реке Волхов, и не только проповедовать, но и быть послом нового учения — Христианства. В изложении отца Онуфрия тысячелетняя история выглядела столь конкретной, подлинной и почти доступной, что возникло желание узнать подробности.
Привлекало то, что и как отец Онуфрий говорил о Боге: о Его всемогуществе, о помощи в делах праведных, о служении и послушаниях, о прекрасных свойствах нашей души, о которых, как оказалось, мы понятия не имеем. О том, что в каждом из нас есть какая-то светлая, прекрасная сторона. В каждом из нас есть порывы благородства, красота величия и много ещё этих прекрасных свойств нашей души. Многие из нас про такое слышали впервые. Появился повод и необходимость задуматься над этим. Осмыслить, проявить решимость, отозваться милосердием, научиться дружелюбию, держать себя, как это подобает и учит Православная Церковь. Про всё это настоятель храма излагал не как «должное» проповеднику, а языком радости, когда на уровне здравого смысла мы, выражая полное доверие, были способны принимать эти открытия всем сердцем.
Мы благодарим первого настоятеля храма Андрея Первозванного любимого отца Онуфрия (для нас всегда будет живой) за духовное просвещение, за щедрый дар любви, за мудрость и веру в то, что его детище, храм апостола Андрея Первозванного, будет и нашим Домом.
Благодаря отцу Онуфрию мы поняли главное:
Первое. Христианство — это религия интеллектуальная, а молитва заставляет думать!
Второе. Плод молитвы — благодарность! Действительно, мы часто думаем, что плод молитвы в том, чтобы получить просимое. Это не так. То, что мы получаем, нам нужно только в момент, когда мы получаем. Но уже через час мы исчерпали свою нужду. И нам нужно уже что-то иное… Получение просимого — это мгновение. А единственное, что составляет нечто окончательное — это благодарность.
Третье. Музыка вечна и хоровое православное пение тоже. Молитва «Отче наш» — это навигатор, компас, ориентир, позиция, это внутреннее равновесие нашей духовной жизни. Духовная жизнь — это труд без суеты и спешки.
Любовь Яшина-Белоножка