Разное

Информация Волховской прокуратуры

Законом предусмотрена уголовная ответственность за незаконное использование чужой банковской карты

Использование чужой банковской карты для оплаты покупок, в том числе, когда карта была найдена, является хищением средств с банковского счёта, за это предусмотрена уголовная ответственность по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилена уголовная ответственность за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа.

Пунктом «г» ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за  тайное хищение чужого имущества, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 159.3 УК РФ).

Указанное преступление относится к категории умышленных тяжких корыстных преступлений.

Минимальное наказание – это штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

Уголовное дело (уголовное преследование) за совершение хищения денежных средств с банковского счёта, не может быть прекращено в связи с примирением с потерпевшим ввиду того, что такое преступление является тяжким. По этой же причине уголовные дела по таким преступлениям не могут быть рассмотрены в особом порядке уголовного судопроизводства.


Об обратной силе уголовного закона

Обратная сила уголовного закона – это распространение норм Уголовного кодекса на деяния, совершенные до вступления этих норм в силу.

По общему правилу уголовный закон обратной силы не имеет (ч. 1 ст. 9 УК РФ).

Исключением является случай, если новый закон улучшает положение лица, совершившего преступление (ч. 1 ст. 10 УК РФ).

Так, под улучшением положения виновного понимаются:

  • устранение преступности деяния, то есть преступление перестало быть преступлением;
  • смягчение наказания за совершенное преступление;
  • исключение квалифицирующего признака состава;
  • исключение из ст. 63 УК РФ определенных отягчающих обстоятельств;
  • сокращение срока погашения судимости или срока давности уголовного преследования;
  • увеличение возраста уголовной ответственности и т.д.


Таким образом, при возникновении сложности с выбором редакции Уголовного кодекса для применения к лицу, совершившему преступление в период внесения изменений, подлежит применению та редакция, которая улучшает положение виновного.

По смыслу статьи 10 УК РФ обратная сила уголовного закона охватывает 2 круга лиц:

  • подозреваемых, обвиняемых до момента принятия окончательного процессуального решения по делу или непосредственно до его вступления в законную силу;
  • осужденных, приговор в отношении которых уже вступил в законную силу.

Особенности использования обратной силы уголовного закона по отношению к отбывающим наказание прямо законодателем не указаны. Однако Конституционным судом РФ в постановлении «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 Уголовного кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 20.04.2006 № 4-П указано, что пересмотру и изменению подлежат все приговоры, в которых за то же самое деяние, произведенное в период действия обновленной редакции уголовной нормы, назначалось бы более мягкое наказание либо положение иным образом улучшалось в пользу осужденного лица.

Кроме того, суды всех (в том числе и кассационных, надзорных) инстанций должны учитывать все редакции закона на момент принятия своего решения и применять более мягкую в силу ст. 10 УК РФ (п. 3 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 19.10.2016).


Обязанности администраций учреждений и организаций, исполняющих уголовное наказания в виде исправительных работ

Исправительные работы относятся к числу основных видов наказания, заключаются в осуществлении осужденным оплачиваемой трудовой деятельности с удержанием в доход государства от 5 до 20 процентов его заработной платы. При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы, а в период отбывания исправительных работ ему запрещается увольнение с работы по собственному желанию.

Содержание данного вида наказания заключается в принуждении осужденного к труду при одновременном материальном воздействии на него.

Исправительные работы устанавливаются на срок от 2 месяцев до 2 лет. В течение этого времени из заработной платы осужденного работодатель производит удержания в доход государства в размерах, установленных приговором суда, в пределах от 5% до 20%.

Нормами ст.43 Уголовно-исполнительного кодекса РФ на администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возложены определенные обязанности:

  • правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке;
  • контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
  • соблюдение условий отбывания наказания, предусмотренных УИК РФ;
  • уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.


Неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, за непредставление сведений (информации), для руководителей организаций и предприятий на которых осужденные отбывают уголовные наказания предусмотрена административная ответственность по статье 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Непредставление сведений (информации).

Максимальным наказанием для должностных лиц по указанной статье является административный штраф в размере пятьсот рублей, для юридических лиц данный штраф составляет пять тысяч рублей.


О коррупционных преступлениях

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что коррупция — это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Таким образом, понятие коррупции в законе приводится в том числе путем перечисления совершенных виновно общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания, а именно: ст. 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, ст. 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, ст. 201 УК РФ – злоупотребление полномочиями, ст. 290 УК РФ – получение взятки, ст. 291 УК РФ – дача взятки, ст. 204 УК РФ – коммерческий подкуп.

При этом в уголовном законодательстве РФ нет нормативно закрепленного понятия «коррупционное преступление».

Составы преступлений, перечисленные в Законе о противодействии коррупции, объединяют следующие признаки: умышленная форма вины; специальный субъект — физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив: корыстная заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность — стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъектом коррупционного преступления может выступать также лицо, заинтересованное в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, можно сделать вывод, что коррупционное преступление — это совершенное виновно общественно опасное противоправное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом РФ под угрозой наказания, которое совершено умышленно должностным лицом или лицом, заинтересованным в осуществлении определенных действий (бездействия) должностного лица, совершаемое с корыстным мотивом, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.


Утверждены правила переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» Правительство Российской Федерации Постановлением от 12.10.21 года № 1713 утвердило правила переработки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Правила устанавливают порядок переработки наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в список I перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее — перечень), прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры), в том числе наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, изъятых из незаконного оборота.

Переработка наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется государственными унитарными предприятиями в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании при наличии у них лицензии на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений с указанием выполняемых работ по переработке наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Переработка психотропных веществ, внесенных в список III перечня, в целях получения на их основе веществ, не являющихся психотропными веществами, осуществляется при наличии указанной лицензии иными юридическими лицами.

Юридические лица, осуществляющие переработку наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, представляют в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 марта, сведения о переработанных наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах за предыдущий год по форме согласно приложению.

Сведения представляются по каждому наркотическому средству, психотропному веществу и прекурсору. При этом их количество указывается в пересчете на действующее наркотическое средство, психотропное вещество и прекурсор.

К сведениям о переработанных наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, изъятых из незаконного оборота, прилагается копия принятого в установленном порядке решения об обращении наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в доход государства и о передаче их юридическому лицу для дальнейшей переработки.

Правила вступают в силу с 1 марта 2022 г.

Помощник городского прокурора
юрист 1 класса
А.А. Богданова

связанные новости