Любимый город. Часть 1. Волхов довоенный
Волхову 90! Юбилей предполагает возможность окунуться в прошлое, истоки, посмотреть настоящее, заглянуть в будущее.
Впервые селение на месте будущего города упоминается в 1500 году. Как утверждается в писцовых книгах, оно называлось Михайловский погост.
Река Волхов, на которой обосновались предки, являлась частью торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в хазары». Участие жителей в торговле подтверждаются находками археологов в деревне Новые Дубовики. Например, арабская монета — дирхем, фризский гребень, бусы из стекла и кусочки янтаря.
Река Волхов была полна грозными порогами, что затрудняло прохождение торговых судов. Провести их могли только живущие здесь лоцманы. Их и звали из ближайших деревень, одну из которых, возможно, поэтому нарекли Званкой, хотя точно происхождение этого названия неизвестно.
Уже в 20 веке в 1904 году название этой деревни дало имя железнодорожной станции нового магистрального пути — железной дороги Санкт-Петербург — Вологда. А затем, в 1916-м, от Званки проложили железную дорогу на Мурманск. Так образуется крупный посёлок железнодорожников с таким же названием.
Дальнейшее развитие будущего города определила Октябрьская революция 1917 года. Здесь началось строительство первых в СССР Волховской ГЭС (окончание стройки датируется 1926 годом) и алюминиевого завода (построен в 1932 –м). Посёлки вокруг строек гидроэнергетиков, алюминщиков и железнодорожников 27 декабря 1933 года указом ВЦИК были объединены в город Волховстрой. В него вошли посёлок железнодорожной станции «Званка», посёлок энергетиков и алюминщиков, Новые и Старые Дубовики, село Октябрьское, Борисова Горка, Ильинское. А в 1940-м году город переименован в Волхов.
Именно 27 декабря 1933 года волховчане считают днём рождения своего города.
Часть 1. Волхов довоенный
Мы предлагаем вам, дорогие читатели, пройти основные моменты его жизни: Волхов довоенный, Волхов в годы Великой Отечественной войны и Волхов послевоенный до сегодняшнего дня.
Что же представлял Волхов довоенный? В музее истории города Волхова хранится статья В.Н. Семёнова в Бюллетене № 3 «Как строится Волховская гидроэлектрическая станция» за 1924 год. Из неё и почерпнули мы сведения, которыми делимся с вами, уважаемые читатели.
С принятием решения о строительстве Волховской ГЭС на левом и правом берегу реки появляется посёлок Волховстрой.
По характеру своих зданий, а равно по времени их возведения, посёлок Волховстрой распределяется на отдельные районы.
Наибольший район по количеству зданий и заселённости занимает Старый Рабочий Городок, расположенный в северно-западном углу участка правого берега, и непосредственно примыкающая к нему деревня Дубовики. В этом районе расположены: бараки для рабочих, баня с дезинфекционными камерами и прачечной, парикмахерская, контора жилищного отдела, столовая, ледники, хранилища для корнеплодов, раздаточная кухня, школа, где учатся 400 детей рабочих и служащих, рынок, магазин ВЦРК (Всесоюзный Центральный Рабочий Кооператив) и бараки комнатной системы мелкоквартирного типа, для семейных служащих и высококвалифицированных рабочих.
Деревня Дубовики полностью использована для жилья служащих. На восток, от Старого Рабочего Городка по другую сторону Волховского проспекта, расположены: 1) бараки для служащих комнатной системы, 2) больничный участок со зданиями: больницы с амбулаторией, хирургическим и родильным отделениями, заразного барака, дома для медперсонала, кухней, ледником и службами; 3) клубный участок с клубом, театром, открытой сценой, садом, площадками для игр и павильонами для торговли книгами и газетами. В этом же районе помещается контора отдела гражданских сооружений и гостиница для приезжающих.
Ещё восточнее, через Железнодорожную улицу, начинается Новый Рабочий Городок с бараками для рабочих. Здесь же расположены здания: рабочего комитета и общественных организаций: партклуба, клуба секции инженерно-технических сил Волховстроя, детских яслей и очага. На юг от Нового Рабочего Городка расположены Лесопильный завод с обслуживающими его зданиями, а также столярные мастерские.
В центральном месте застроенного участка находится двухэтажное здание главной конторы, центральная телефонная станция, участок главного материального склада с кладовыми, конторой и прилегающими к нему цементными складами, продовольственный магазин, продовольственные склады, ледники, хранилища для корнеплодов, центральный хлебный завод при трёх непрерывно действующих двухъярусных печах системы инженера Швинта и механическими тестомесилками, пожарное депо, конный двор, комендантское управление, военный городок, Чёрный городок, сберегательная касса и земляной городок. Ближе к реке на западной границе расположены здания технического характера, обслуживающие основные работы. Здесь же расположены приёмный покой, обслуживающий район основных работ, и контора отдела гидротехнических сооружений.
Ещё южнее, близ реки, расположены механические мастерские, паровая электрическая станция, паровозное депо и дома для служащих. Юго-восточную часть застроенного участка занимает административный городок. В районе же его находятся железобетонная водонапорная башня и контора железнодорожного отдела. К югу от административного городка, за линией железной дороги, расположен городок огнеопасных веществ. Весь участок правого берега богато изрезан железнодорожными широко-колейными путями, достигающими в общем 17,5 вёрст, а по главным улица и городкам проложены рельсовые узкоколейные пути для подачи материалов и дров.
Участок левого берега использован под застройку рабочими бараками и домами для служащих. Здесь же расположен конный двор, пожарный резерв и столовая — театр. За пределами участка правого берега, на север по берегу реки, выстроены: деревня Новые Дубовики в количестве 38 домов, несколько рабочих бараков, заразный временный барак, ряжевая пристань канатной дороги и понтонный мост через реку с конными спусками по обоим обрывистым берегам. Площадь, занятая под постройками посёлка Волховстрой, достигает до 80 десятин. В посёлке сооружена сеть шоссированных и грунтовых дорог. Вся местность городка осушена целой сетью проложенных канав, устроены деревянные тротуары и по главным улицам посажены деревья. Некоторые здания технического характера и специального назначения, а также административный городок имеют канализацию с отводом сточных вод в реку Волхов. На 1 января 1924 года имелось до 600 построенных зданий. Население посёлка Волховстрой, не уступающее среднему уездному городу, достигало до 12 500 человек рабочих и служащих с их семьями, причём на долю рабочих приходится 80 % всего населения.
27 декабря 1933 года Постановлением ВЦИК был образован город Волховстрой. В этот период он масштабно развивается.
В 1934 году на ВАЗе введена в действие вторая серия электролизных ванн, электролитейная и осваивалось литьё вайербарсов.
В 1935 году построено вагонное депо — примитивные деревянные здания, Мурманская железная дорога переименована в Кировскую железную дорогу. До конца 1935 года действовала дорожная школа паровозных машинистов при депо. Школа размещалась на 2-м этаже ДК ЖД, в ней учились 35 человек.
В 1936 году образован молокозавод. Постановлением ВЦИК СССР в этом году Волховской ГЭС присвоено имя В.И. Ленина.
В 1938 году подписан приказ Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР о переводе ВАЗа на переработку нефелинов.
Развивалась сфера бытового обслуживания. В 1933 году создана артель «Вперёд», которая объединила швейную, сапожную, часовую мастерские и парикмахерские. В 1937 году образована артель «Волховкооп», ставшая впоследствии химзаводом.
1937-1941 гг. в левобережной части застроен Новый посёлок.
До войны в городе работали 3 средние школы, 2 неполные средние и 2 начальные, 2 школы переростков для детей, которые не имели 4-годичного образования и отстали от нормальной школы. Кроме того, были открыты 2 средние школы взрослых. Работали 4 детских сада, два из них находились в ведении промышленных организаций и два в ведении ГОРОНО. Детские сады помещались в специальных зданиях, которые были только что построены, лишь один городской детский сад помещался в приспособленном бараке.
Работали 4 кинотеатра. Самый большой — в клубе железнодорожников. Специально оборудованный зал для театра вмещал 800 зрителей. Клуб 6 ГЭС вмещал 400 зрителей. Клуб «518» — 700 и клуб строителей — 200 человек.
Отдел здравоохранения располагал высококвалифицированными врачами-специалистами с привлечением профессоров-консультантов из Леноблздравотдела. Благодаря наличию такой медицинской силы в больнице проводились сложные хирургические операции и возможно было проведение радикального лечения других больных с использованием более новых научных методов.
Больница ст. Волховстрой-1 по плану и фактическому развёртыванию в 1940-1941 годы до ноября составляла 125 коек.
16 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации город Волховстрой переименован в город Волхов.
В городе на тот момент работало 19 промышленных предприятий, филиалов и цехов, которые выпускали продукции свыше, чем на 195 000 000 руб. в год. Но дальнейшему развитию помешала Великая Отечественная война.
Подготовила Галина МИХАЙЛОВА
по материалам из фондов Музея истории города Волхова
Продолжение следует