Пашское судостроение

20 февраля 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник Минину и Пожарскому — символ национального единства и патриотизма. Все элементы этого величественного монумента были изготовлены в Санкт-Петербурге, а общий вес с основанием составил впечатляющие 185700 кг.
Логистику доставки памятника взял на себя известный скульптор и камнерез Самсон Ксенофонтович Суханов, обладавший большим опытом в организации перевозок таких грузов. Для транспортировки было нанято шесть судов — соминок, парусно-гребных грузовых судов длиной 25 метров и шириной 4 метра.
Их небольшая осадка позволяла легко проходить по участкам водного пути с малой глубиной, а грузоподъемность составляла до 100 тонн. Четыре судна с десятью блоками для основания двигались по Тихвинской водной системе, в то время как две основные лодки с самой скульптурой и пьедесталом преодолели путь от реки Пряжа до Нижнего Новгорода по Мариинской водной системе. Общий маршрут скульптуры составил почти три тысячи километров (2969 км) за три с половиной месяца! На Волге груз был перегружен в другие суда и доставлен в Москву.
Судостроение на берегах реки Паша пользовалось большим спросом: здесь располагалось несколько площадок по изготовлению судов двух типов — соминок и тихвинок, которые использовались для перевозки ценных продуктов, таких как мука, соль и зерно.
Судостроение стало значимой вехой в истории Паши, что нашло отражение и в гербе поселения в честь мастеров, живших на берегах реки. Памятник Минину и Пожарскому — это не только архитектурное достижение, но и дань уважения тем, кто трудился на благо страны.
По материалам АНО «Маяк 47»