История

Соколы Великой Победы. Александр Михайлович Лукьянов

Памяти Александра Лукьянова,

отважного защитника Волховской земли,

посвящается

28 января 1942 года вблизи деревни Пупышево (Волховской район, Ленинградской области) в отчаянном воздушном бою погиб славный защитник легендарной Волховской земли Герой Советского Союза Александр Михайлович Лукьянов.

Какой же путь проделал молодой герой, которому было всего 22 года?

Александр Лукьянов родился 6 июня 1919 года в селе Михайловское Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. Воспоминания о детстве были неразрывно связаны у Александра с памятью об отце, Михаиле Васильевиче Лукьянове, который работал в деревне, а затем на железной дороге маляром. В 1919 году отец добровольцем ушёл в Красную Армию. Погиб в 1919 году.

Предчувствуя гибель в бескомпромиссной борьбе Гражданской войны, он писал жене: «Если я не вернусь с войны, расскажи обо мне сыну». Исполняя это пожелание, Мария Ивановна читала мальчику фронтовые письма отца, вспоминая о муже.

Тяжело приходилось жить вдове с двумя детьми. Работала с утра до ночи. Саша помогал по хозяйству. Присматривал за сестричкой. Мария Ивановна, жила в деревне с двумя детьми у родителей мужа. В 1926 году она уехала в Москву и работала там домработницей.

Саша с сестрой Надей жили в деревне у бабушки. После окончания 4 класса сельской школы он с сестрой переезжает в Москву. Мария Ивановна стала работать в это время на Таганской щёточной фабрике. Саша поступил учиться в 5 класс московской школы № 10 на площади Разгуляе. Учился старательно. Мальчик повзрослел. Увлёкся авиамоделизмом. После окончания 7 класса, желая скорее получить специальность, чтобы помогать матери, он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ) при Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ). Александр изучал сложное оборудование различных мастерских, занимался в планерном кружке, учился летать на планере. Мечта о небе постепенно становилась реальностью.

«Я хочу быть военным лётчиком, чтобы в нужную минуту защищать Родину с оружием в руках», – писал Александр в своём заявлении в Бауманский райком комсомола.

Далее была увлечённая учёба в аэроклубе. В 1936 году окончил ФЗУ, работал медником на авиационном заводе № 145. После работы занимался в аэроклубе, окончил обучение на «отлично». Затем Александр был отобран приёмной комиссией и направлен по комсомольской путёвке на учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу имени Валерия Чкалова. Окончив её в декабре 1938 года, он служил в 24-м истребительном авиационном полку Московского военного округа.

Первым серьёзным испытанием для молодого лётчика стала советско – финляндская война 1939 – 1940 годов. Совершив в трескучие морозы несколько десятков боевых вылетов, Александр Лукьянов одержал свою первую воздушную победу. После окончания боевых действий в Финляндии служил на Латвийской и Румынской границах. Затем его направляют на краткосрочные курсы переподготовки. После успешного окончания курсов, назначают командиром звена в 159-й истребительный авиационный полк в лётной части на станции Дно, местечко Гривочки Ленинградской области.

В неспокойную ночь на 22 июня 1941 года поднятый по тревоге полк перебазировался под Ленинград. Он вошёл в состав ВВС Ленинградского фронта и сразу приступил к прикрытию с воздуха Ленинграда, Новгорода и Волхова. На подступах к Ленинграду группа немецкий армий «Север» (командующий генерал-фельдмаршал фон Лееб В.) в составе 20 дивизий и 1-го воздушного флота (1070 боевых самолётов) встретила организованный отпор Красной Армии по всей линии организованной обороны. Разгорелись ожесточённые воздушные бои.

4 июля 1941 г. на аэродроме несли боевое дежурство командир звена младший лейтенант Александр Лукьянов и его ведомый Иван Рощупкин. Медленно, изматывающе тянулись часы боевого дежурства. В любой момент мог раздаться сигнал тревоги. Поэтому лётчики испытали невольное облегчение, как только томительное ожидание было прервано ракетами, взвившимися над аэродромом.

Взлетев, Александр Лукьянов устремился навстречу «Юнкерсу Ю-87» (одномоторный пикирующий бомбардировщик на двух членов экипажа: пилота и заднего стрелка), который кружил над железнодорожной станцией. Самолёты сблизились. Александр открыл огонь, однако первая очередь только зацепила плоскость противника. Он сделал новый разворот. Вновь поймал в прицел самолёт врага и нажал на гашетку. Заработал только один пулемёт. Вражеский задний стрелок прекратил огонь. «Возможно, ранен или убит», – подумал Лукьянов. Пулемёты безмолвствовали. Возможно, закончился боекомплект.

Александр прижимал противника к земле. Оба шли на бреющем полёте. Некоторые недостатки МиГа-3 (скоростной истребитель-перехватчик, но использовался и как штурмовик или лёгкий пикирующий бомбардировщик): недостаточная на небольших высотах манёвренность, великий радиус виража, заставляли принять мгновенное решение. «Нужно рубить!», – Лукьянов прибавил газ. Винт истребителя срезал подкосный стабилизатор бомбардировщика. «Юнкерс» врезался носом в близкую землю. Наш истребитель также начал резко снижаться. Александр смог дотянуть до поляны. Срезав кустарник, самолёт замер, уткнувшись в густую траву и кустарник. Случилось это недалеко от города Порхов (Псковская область). (Существует чуть другое описание этого боя, которое не меняет сути факта смелого тарана и героического подвига. – Н.К.).

22 июля 1941 года, «за героический подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками» указом Президиума Верховного Совета СССР, командиру звена 159-го истребительного авиационного полка младшему лейтенанту Александру Михайловичу Лукьянову было присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина.

Николай КАРЕЛИН,
историк
Окончание следует

связанные новости