История

Сясьская верфь – первенец Балтийского флота Петра Великого. Часть 2

Уже двадцатого августа Татищев пишет донесение царю: «… на сясьском де устье зачато строить два корабля, и будут те два корабля в совершенстве как на воду спустить по сказке корабельного мастера Воутера Воутерсона в скорых числах, а надобно де на те два корабля сентября к 1 числу боцман, да мастер, которому на корме резать, да мастер же, которому мачты утверждать, живописец, парусной мастер, да веревочные всякие припасы, две свиньи свинцу, и о присылке тех мастеров и припасов велеть ему его В.Г. указ чинит».

В конце ноября 1702 года на верфи заложили фрегат «Михаил Архангел», а в декабре «Иван-город».

Начался 1703 год. Татищев назначается воеводой в Новгород и комендантом Новгородской приказной палаты, при этом он остаётся управляющим Сясьской верфью, а также возглавляет судостроение на Лужской верфи и на верфи в Селецком (Селицком) Рядке на реке Волхов. В феврале Федору Матвеевичу Апраксину2 поступает государев Указ о подчинении корабельного строения на реке Сясь приказу адмиралтейских дел.

В ответ на это Апраксин просит царя дать разрешение о переводе с Воронежской верфи на Сясьскую строителя Тихона Игнатьевича Лукина (около 1675-после 1729). Известно, что он был сподвижником Петра I, шафером на его свадьбе, волонтером второго десятка Великого посольства. Изучая судостроительство, Лукин специализировался как блоковый мастер (блок-макер). Как лейтенант Преображенского полка принимал участие в Азовских, Прутских и Персидских походах. Впоследствии получил чин капитан-лейтенанта.

Известны имена и других мастеров, которые строили фрегаты на Сясьской верфи.

Федор Степанович Салтыков (04.1675-02.08.1715). Выходец из древнего боярского рода, стольник Петра I. Три года учился за границей корабельному делу, выучил 4 иностранных языка. До конца 1702 года работал на Сясьской верфи, а затем был направлен на Олонецкую верфь. Первый в России получил официальное звание «корабельный мастер».

Иван Данилович Кочет (Кочетов) (около 1672 – после 1733) родился в семье придворного конюха. Он был сверстником царя. В 1691 году стал бомбардиром Преображенского полка. В качестве волонтёра сопровождал Петра I во время его поездки заграницу в составе Великого посольства. Как судостроитель и парусный мастер (зейль-макер) он руководил на Сясьской верфи парусной мастерской.

Указом Петра I от 13 января 1703 года
предписывалось построить ещё 6 фрегатов,
5 яхт и 5 одномачтовых краг для прибрежного плавания.

Бывал на строительстве сясьских фрегатов и комендант завоёванной крепости Нотебург, (впоследствии Шлиссельбург) Александр Данилович Меншиков. Он же наблюдал за постройкой кораблей на олонецких верфях. В письме от 9 февраля 1703 года Меншиков писал царю из Шлиссельбурга: «… Милостию Божьею и твоим моего Государя повелением дело наше началось с Богом добро. … на Олонце заложу при себе шмак, также и на Сясю поеду немедленно». Через девять дней он сообщает: «… А на Сяси дела до моего приезду и до Ивана Синявина не было, а как Иван Синявин приехал, и плотники собраны и заложат в нынешнем году 6 шмаков».

В архиве Санкт-Петербургского института истории РАН обнаружился интересный документ «Выписка из переписной книги новгородских владений А.Д. Меншикова 1719-1722 гг.», в котором перечислены деревни Ладожского уезда. И оказалось, что деревни, входящие сегодня в муниципальное образование Сясьстройское городское поселение, в 1719 году принадлежали А.Д. Меншикову. Приведу небольшой отрывок из документа:

«В деревне Опоки, а по мирскому званию Подребенье, крестьян по скаске 719-го году: [1] Иев Иванов, 35, у него сын Андрей, 2, у него двоуродныя братья: Антроп, 35, без ума, Василей, 30, Андреян, 16, Конановы дети, у него сын Анфиноген, полугоду.
В деревне Пехолове по скаске 719 году крестьян: [1] Иван Ульянов, 67,у него сын Перфилей, 32 у него сын Козьма, году.
В деревне Пулницы по скаске 719-го году крестьян: [1] Андрей Ануфриев, 60,у него брат родной Ефим, 45.
В деревеи Болшеи Отаеве по скаске 719 году крестьян: [1] Егуп Васильев, 45, у него братья родныя:Лука, 40, Флор, 35; Антон Никитин, 47.

Итого всяких деревнях окроме деревни Беречья [Березья?] мужеска полу душ, с которых платитца подушной оклад з двусот восмидетсят восми душ».

В феврале 1703 года на Сясьскую верфь из Воронежа была послана команда матросов на строящиеся фрегаты. Офицерами назначены: немец Питер Лобек и англичанин Идверт Лаин.

В это время ведутся работы в районе современного города Лодейное Поле на реке Свирь, где 24 марта 1703 года была открыта Олонецкая верфь. На ней сразу же были заложены: 28-пушечный фрегат «Штандарт», 4 буера, флейт «Вельком», шмаки и галиоты.

Работы на верфи активизировались в связи с приездом И.А. Сенявина. В письме царю, он доложил о корабельном строении 18 апреля: 

«… которые два на воде, с сего числа в 2 недели совсем будут в готовности; каюты и внутри в отделке, гальюны и гака-борт все готовы и приложены, только не резаны для того, что мастера нет. Снастить зачал…». 

Далее он сообщает, что к постройке других двух фрегатов приступили, но работа идёт медленно. На этих кораблях работают 50 олонецких плотников и ещё 62 человека выполняют прочие работы. А также начали строить шесть шмаков, на которых работают 30 олонецких плотников и подмастерья по 25 человек на шмак. Петр получил донесение в Шлиссельбурге на следующий день.

Что же известно нам о двух сясьских малых фрегатах, которые не имели названия? В различных источниках их называют: «Фан-Сяс-1» и «Фан-Сяс-2» или «Сясьские» – первый и второй. Длина – 19,81 м, ширина – 5,66 м, глубина интрюма – 2,55 м, вооружение – 18 орудий. Они имели открытую батарею на шканцах и закрытую батарею на баке и юте. Построенные из сырого леса, фрегаты плохо слушались руля и обладали малой мореходностью. Спустили их на воду в сентябре и долго достраивали. Первый прибыл на Олонецкую верфь для окончательной отделки только в конце 1703 года, а второй – ещё позже.

В 1704 году они находились в устье Невы, а в 1705 году их переоборудовали в брандеры и дали названия «Этна» и «Везувий». Командирами на них были А. Грун и А. Баленштейн. Во время сражения со шведским флотом у острова Котлин в июне 1705 года брандеры были сожжены.

Главной причиной несовершенства первых сясьских фрегатов была военная обстановка того времени, не позволявшая ждать, когда высохнут доски и брусья, подвезут высокосортную пеньку и другие материалы. Кроме того, давал о себе знать и небольшой опыт работы голландца Воутера Воутерсона, известного также под именем Володимера Володимерова.

В 1704 году на воду спустили шесть шмаков. Их размеры: (70 х 20 х 8 футов), то есть 21,4 х 6,1 х 2,4 м. Экипажи состояли из 15 человек.

Корабельный мастер Выбе Литкин строил шмаки: № 1, (командир в 1712 г. – П. Броневик), № 3, 4, а также шмак «Онега» (командирами были в 1705 г. – Ф. Понт, в 1710 г. – Вакер).

Корабельный мастер Хорла Андреев строил шмак № 2 (командир в 1712 г. – Г. Хликес) и шмак «Сясь» (командирами были Дериксен в 1710 г. и П. Класен в 1712 г.).

Все шмаки принимали участие в Северной войне 1700-1721 годов. Доставляли провиант и материалы на суда флота и в приморские крепости.

Иван Юрьевич Татищев 13 августа 1703 года пишет государю, что закончить быстро строительство, хотя бы 3-х шмаков, не может – нет материалов. Парусное полотно, веревочные припасы и блоки взяты на Олонецкую верфь. А также сообщает, что «корабельный мастер Володимер (Воутерсон) с сясьского устья отпущен сего августа 13 числа».

До отъезда В. Воутерсон начал строить флейт «Патриарх» с основными характеристиками: 22,6 х 6,8 х 2,6 м. и экипажем в 29 человек. Командирами в разное время служили: 1704 г. – К. Мобс, 1705 г. – Х. Моус, 1707 г. – Г. Мелек, 1710 г. – Унтермелис, 1714 г. – Л. Мой.

В том же 1703 году строитель Выбе Литкин заложил буер «Люстих» (в переводе с голланд. – «Весёлый»), а Xорла Андреев буер «Ик-Гебе-Гевест» (в переводе с голланд. – «Я владею провинцией»).

В 1704 году из Воронежа на Ладожское озеро был переведён судостроитель Фаддей Никитич Попов (около 1673-после 1733), сподвижник Петра I, строитель новоманерных бригантин. Он одним из первых в России в 1701 году получил звание парусного мастера (зейль-макер). На Сясьской верфи он работал главным помощником Ивана Кочета. Закончил службу в звании майора.

Другой знаменитый судостроитель Гаврила Авдеевич Меншиков (Меньшиков) родился в 1672 году в подмосковном селе Преображенском, где его отец служил придворным конюхом. Своего друга детских лет царь сам включил в списки волонтёров при Великом посольстве. Вместе с другими он работал корабельным плотником на верфи Ост-Индской компании и обучался там кораблестроению у мастера Герита Класа Поля. Продолжил учёбу на верфи в Англии. Пётр присвоил ему почётное звание боцмейстера. В 1723 году был произведен в капитаны 1 ранга. Скончался Г.А. Меншиков в 1742 году, прожив 71 год. Похоронен на Охтинском кладбище в Санкт-Петербурге, где в ту пору обычно хоронили кораблестроителей.

Вернёмся к нашим «именитым» фрегатам. Заложенный в ноябре 1702 года фрегат в разных источниках называется по-разному: «Михаил Архангел» или «Архангел Михаил» и даже «Святой Михаил». Имел размеры: 26,6 х 6,93 х 3,25 м., и оснащён 28 пушками.

Есть свидетельство, что на Сясьской верфи побывал и, возможно, работал сам Пётр Алексеевич. Этот интересный факт был впервые опубликован в 1885 году в книге «История Санкт-Петербурга от основания города», где её автор Петр Николаевич Петров привел выдержки из походного журнала Преображенского полка за 1703 год. «Мая 11-го Капитан (так преображенцы величали государя) вошёл в Шлиссенбург сухим путём; 13-го мая на яхте гулял на озере верст 10 и более. Под 14 мая записано: «Приехал на сясьское устье»; 16 мая: «в неделю пятидесятницы (т. е. в Троицын день) – пошли» далее, и 17 мая «приехал на Лодейнопольскую пристань».

Из письма А.Д. Меншикова Ивану Яковлевичу Яковлеву от 17 октября 1703 года узнаём, что фрегат «Михаил Архангел» прибыл на Олонецкую верфь. А уже в мае 1704 года, по указанию Петра I, фрегат ушёл в плавание. Есть версия, что он был направлен в качестве образца для постройки военных кораблей в устье реки Волхов, где закладывалась ещё одна верфь – Новоладожская.

В июне следующего года этот 28-пушечный фрегат входил в состав русской эскадры, которая сражалась со шведским флотом у острова Котлин. Командовал фрегатом капитан Питер Фок (1704-1706), в состав экипажа входили также два поручика, штурман, боцман, его помощник, 4 иностранных и 27 русских матросов и 12 солдат. Вторым командиром уже в 1707 году стал Питер Беземакер.

Второй фрегат «Иван-город», был заложен 1 декабря 1702 года В. Воутерсоном и Выбе Литкиным. В строительстве его также принимал участие Г.А. Меншиков. Достроен и оснащён был только 27 мая 1705 года. Командирами были: в 1705 году – Питер Лобек, с 1706 по 1709 годы – К. Слейс, в 1710 году – Ян Валронт. Фрегат прибыл к Кроншлоту летом 1705 года.

Оба фрегата участвовали в Северной войне 1700–1721 годов. Ежегодно, с мая по октябрь, они в составе эскадры выходили к Кроншлоту для защиты Санкт-Петербурга с моря. Маневрировали на рейде для обучения экипажа, ходили в крейсерство к Красной Горке. А в 1710 году с 1 по 14 мая в составе эскадры Петра I принимали участие в Ледовом походе от Кронштадта к Выборгу. В их задачу входило сопровождение транспортов с войсками до Берёзовых островов. Фрегаты были разобраны после 1710 года.

По мнению командующего русской эскадрой Корнелиуса Крюйса, оба фрегата входили в число лучших кораблей Балтийского флота. На испытаниях они показали хорошую мореходность, устойчиво держались на волне в свежую погоду, а их корпуса не пропускали воду. «Михаил Архангел» был особо отмечен Петром, который объявил его государевым кораблем и поднял на нём свой флаг.

Указом от 10 декабря 1706 года Сясьскую верфь упразднили, и все работы перенесли на Олонецкую верфь.

В челобитной, поданной в 1745 году, крестьяне Сясьской волости Ладожского уезда писали, что они и «поныне строят галиоты и от судового промысла пропитание имеют».

Несмотря на короткий срок своего существования, Сясьская верфь вошла в историю отечественного кораблестроения, как первая в бассейне Ладожского озера.

От себя хочу сказать, что мы, сясьстройцы, можем гордиться славной историей Сясьстроя, города на реке Сясь. И этому есть ещё одно основание.

В рамках программы по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга была выпущена юбилейная коллекция из 9 медалей «Слава России». На медали по теме «Сотворение Новой России» изображен фрегат «Михаил Архангел»

Евгения Халтурина  
Член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств

связанные новости