Сердца, отданные детям
«Спасибо, Ладога, за имена» — так называется творческий проект, который уже не один год успешно реализуется в Центре культуры, спорта и туризма Новой Ладоги. И вот ещё одна интересная встреча из этого цикла — презентация исторического очерка Наталии Михайловны Канатчикой «Староладожский Успенский монастырь. 86 потерянных лет»
Материал этого очерка рассказывает об истории Староладожского детского дома № 1. В этом образовательном учреждении, которое в разное время называлось и детским домом, и школой-интернатом, и коррекционной школой Наталия Михайловна была и директором, и воспитателем, и учителем, и другом для тех, кто здесь работал и воспитывался, жил.
Автор посвящает очерк: «Всем тем, кто, не жалея здоровья и сил, отдаёт частицу своего сердца и души своей больным и обиженным судьбою детям, детям-сиротам».
История детского дома изначально связана с историческим местом в Старой Ладоге – древним Свято-Успенским девичьим монастырём. Ещё в начале 19 века в обители открылся детский приют для осиротевших девочек. Детей там воспитывали в строгости, любви к Богу и верности православным традициям.
Большевики, пришедшие к власти, придавали огромное значение делу просвещения и воспитания молодого поколения. Все учебные заведения, находившиеся до этого в ведении Церкви, перешли в ведение Наркомпроса.
В монастыре сначала была организована трудовая коммуна, затем трудовая колония, затем Староладожский детский дом № 1.
В России до 1914 года насчитывалось 2,5 миллиона беспризорных детей. Гражданская война, голод, разруха усугубили положение детей, оставшихся без родителей. Детей необходимо было спасать от гибели и морального разложения, ухода в преступный мир. Для этого и стали создаваться детские дома.
Староладожский детский дом также пополнялся детьми. Он «прожил» долгие 86 лет. Это детское учреждение было детским домом до 1961 года, с 1961 по 1968 год его переименовали в школу-интернат, с 1968 по 1969 год снова в детский дом, а с 1969 – во вспомогательную (коррекционную) школу. Учреждение просуществовало с 1918 года по 2004 год.
История его – история глубокой и бескорыстной любви к детям, история отечественной педагогики, российского и советского образования в целом.
При написании очерка Наталия Михайловна использовала материалы книги А. Теаса «Детский дом в Старой Ладоге», документы, которые сохранились и воспоминания тех, кто там работал и воспитывался, для кого это учреждение стало родным домом.
Сохранились воспоминания первого директора Александра Ивановича Логинова:
«В октябре 1918 года было завезено продовольствие, одежда, обувь. Матрацы и подушки набивались соломой. Заготовили дрова и стали принимать детей. Большинство поступивших детей были больные, исхудалые, дистрофики и вшивые до невозможности. Детей поступало так много, что стало мало помещений в монастыре, пришлось открыть два филиала в Михалёвке и в доме генерала Шварца. Всего тогда детей было около 300 человек. Хотя при больших недостатках в продуктах детям выдавали всё же хорошие продукты. Здесь было: мясо и рыба, масло коровье и масло растительное, разные крупы, мука белая и мука чёрная, сахар и кондитерские изделия, картофель и овощи, чечевица и дуранда. Но всё это было недостаточно, как в калориях, так и в объёме. Дети почти всё время хотели есть. Правда, когда 6-я ГЭС взяла шефство над колонией, тогда дети были сыты. Продуктами снабдила продчасть Волховстроя. Нельзя думать, что в колонии в столь трудное время была лишь одна кормёжка. Это совсем не так. В колонии, кроме школьного обучения, проводилась культурно- просветительская работа».
В колонии имелся свой детский театр, свой рояль и была нанята учительница музыки, была учительница рисования, девочек обучали кройке и шитью, ребят возили на экскурсии в Ленинград, также ездили к шефам Балтийского морского пароходства.
Сохранились также сведения о том, что до войны в детском доме было своё учебное хозяйство, плодоовощной питомник, огороды, луга. Содержали даже 40 коров. Трудовое воспитание было основным для детских домов того времени.
Учащиеся старших классов выращивали семена, в столярных мастерских готовили хозяйственный инвентарь. Девочки шили одежду. Дети активно принимали участие в ликвидации неграмотности на селе.
Детский дом располагал ягодниками, теплицей, участком декоративных растений. По воспоминаниям старожилов, на территории монастыря было очень много фруктовых деревьев. Весной, когда цвели яблони и вишни, не было даже видно домов за их буйным цветением. Летом же территория напоминала розарий. Вся эта красота создавалась руками воспитанников и сотрудников детского дома.
Когда началась Великая Отечественная война, младшие дети были эвакуированы в Челябинскую область, старшие – в Саратовскую. На территории монастыря расположилась воинская часть.
С 1944 года детский дом продолжил своё существование в стенах монастыря. 123 учащихся приступили к занятиям.
С 1946 по 1958 год Староладожский детский дом № 1 был одним из самых образцовых в стране.
В 1945-1947 годах детский дом имел подсобное хозяйство, которое являлось серьёзной базой для организации питания детей. В 1948 году педагогический совет детского дома решил перестроить систему сельскохозяйственного труда на подсобном хозяйстве, связав труд с учебной программой. Именно в это время на работу прибывает фронтовик Пётр Семёнович Семёнов, агроном. Он был назначен инструктором по трудовому сельскохозяйственному обучению и руководителем опытнической работы воспитанников. Детскому дому надо было выживать, чем-то кормить воспитанников. Сельскохозяйственный труд в детском доме Семёновым был поставлен на научную основу. Великий энтузиаст, неутомимый труженик Семёнов вместе с воспитанниками превратил территорию детского дома в цветущий сад.
Староладожский детский дом достиг таких успехов в сельскохозяйственном труде, что многие воспитанники (150 человек) неоднократно награждались медалями и дипломами ВСХВ и ВДНХ.
Всего у детского дома было 77 гектар земли! В подсобном хозяйстве содержались лошади, крупный рогатый скот, свиноматки с поросятами, птица.
Пётр Семёнович учил ребят проводить опытнечистскую исследовательскую деятельность, делать выводы из проведённых опытов. В течение 7 лет воспитанники детского дома выращивали семена овощных культур по заданию Пушкинских лабораторий Всесоюзного института растениеводства.
Уже в те годы здесь выращивали виноград, конечно же кукурузу, и даже переделали озимую пшеницу в яровую и назвали её «Староладожская юннатка», которая по урожайности не уступала лучшим сортам яровых пшениц. В 1955 году детский дом организовал выставку по кукурузе при Ленинградском Обкоме КПСС, так как урожайность её была достигнута хорошая.
Известен такой факт – в 1957 году детским домом было выращено 10735 кг овощей и картофеля, то есть по 77 кг на каждого воспитанника. Результаты такой титанической работы по трудовому воспитанию детей сказались и уже в 1955 году 30 выпускников детского дома обучались в сельскохозяйственных техникумах и училищах.
В 1958 году детский дом отметил 40-летие. Шефами детского дома тогда были Волховский алюминиевый завод имени Кирова и Ленинградский кораблестроительный завод. Они подарили детскому дому замечательные подарки. Многим педагогам были вручены правительственные награды. В то время главным инженером ВАЗа был Владимир Петрович Почивалов – лауреат Ленинской премии, которую он отдал на развитие Староладожского детского дома.
В течение многих лет детский дом был базовым учреждением по изучению и распространению педагогического опыта трудового воспитания детей и подростков.
Но, грянула перестройка. В стране происходили революционные события, смена власти, финансовые кризисы. В такой обстановке образовательным учреждениям приходилось просто выживать – не было финансирования на самое необходимое, даже на то, чтобы оплатить баню и лекарства для детей.
В то время проблемами детского дома проникся Юрий Павлович Белов, бывший депутатом Государственной Думы. Он помог с финансированием ремонта кровли на здании учебных мастерских, позднее и на здании учебного корпуса. Он неоднократно приезжал в учреждение и привозил подарки.
В 1998 году помог Вадим Николаевич Морозов – депутат областного ЗакСа. Он не раз приезжал в детский дом, привозил подарки и свою депутатскую зарплату перечислял на счёт школы-интерната.
Была оказана помощь и Олегом Павловичем Крыловым – директором хлебокомбината и Алексеем Николаевичем Смирновым – директором ООО «Марс».
Не всё так плохо, когда есть люди, которые, не смотря на свои высокие должности, не черствеют душой, протягивают руку помощи.
Горько, больно, грустно, но в 2004 году был приказ о ликвидации удивительного детского учреждения, имеющего большую и интересную историю и очень важного для судеб детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, да и для тех, кто всего себя отдавал, чтобы отогреть, обучить и дать путёвку во взрослую жизнь воспитанникам.
В школе до последнего дня её существования работали педагоги-наставники, которые начинали работать ещё в 60-х годах в детском доме: Ю.С. Игнатьева, В.А. Полякова, Е.И. Иванова, Г.Г. Игнатенко. Их опыт, их знания их труд был чрезвычайно необходим для обучения молодых учителей и воспитателей. В школу чаще всего попадали дети с изломанными судьбами, не знавшие настоящего материнского тепла. Многие из педагогов сами когда-то воспитывались в детских домах, они стали настоящими мамами для детей – сирот.
В течение всего времени работали трудовые династии и целые семьи – это Андреевы, Ивановы, Куфтыревы, Пешины, Михайловы и другие.
А ведь работать в таком сложном учреждении было не легко – работали без выходных, на советском энтузиазме. Дети были трудные, группы огромные по 39-43 человека!
50-е годы – это годы расцвета детского дома, благодаря неутомимому труду всего коллектива и энтузиазму П.С. Семёнова и И.В. Смирновой. В разные годы здесь трудились Серафима Васильевна Сбитнёва, Валентина Васильевна Трошина, Евгения Павловна Иванова, Георгий Иванович Казаринов, Вера Александровна Полякова, Юлия Семёновна Игнатьева, Любовь Алексеевна Венцель, Анна Ивановна Салакина, Людмила Васильевна Смирнова и многие, многие другие.
В послевоенные годы в детском доме работало много мужчин: Георгий Иванович Буторин, Капитон Иванович Сбитнёв, Василий Андреевич Петров (работал директором с 1942 по 1946 год), Самуил Евельевич Свердлов, Александр Михайлович Александров. Многие имели почётные звания, например, П.С. Семёнов – «Отличник народного просвещения», И.В.Смирнова – «Отличник народного образования».
Возглавляли учреждение в разное время Самуил Евельевич Свердлов, Алексей Иванович Володенко, Нина Александровна Варламова, Иван Васильевич Куфтырев, Наталия Михайловна Канатчикова.
Насколько важна и значима была работа таких учреждений, говорит воспоминание одного из выпускников П. Руденко:
«Всю грязь, что собирал я по вокзалам, отмыл с меня заботливый детдом.
И как Отчизне сердце благодарно за хлеб её, за ласку и любовь,
За то, что стал я человечным парнем, принявшим сердцем честной жизни новь!».
От всех, кто принял участие в презентации книги, большое спасибо автору. На информационной карте Волховского района заполнена ещё одна важная страница.
86 лет жизни и воспитанников, и тех, кто, посвятил им свою жизнь не остались за чертой истории, не ушли в забвение.
У Н.М. Канатчиковой появились новые сведения об этом образовательном учреждении, хочется надеяться, что появится новое дополненное издание очерка о Староладожском детском доме № 1, которое, несомненно, заслуживает внимания.
Подготовила Т. ПЕТРОВА