Художник — высокое звание
В прежние времена достойным выпускникам Императорской Академии Художеств присваивали звание художника. Получить его — означало стать не только признанным мастером изобразительного искусства, но и занять довольно высокую иерархическую ступень в обществе.
Возможно, из тех далёких времён берут свои истоки и нынешние традиции присвоения современным выдающимся мастерам таких званий, как Заслуженный, Народный художник России. Хотя сами по себе эти солидные «прибавки» к главному слову «художник» никаких особенных преференций их обладателям не приносят, всё же многие современные живописцы и графики, скульпторы и мастера прикладного искусства стремятся их получить.
Эту тему недавно затронули и гости, которые пришли поздравить с прекрасным юбилеем известного петербургского художника, а также одарённого литератора Дмитрия Петровича Бучкина. 23 июня в добром здравии и хорошем, творческом настроении он встретил своё 95-летие.
Интересно, что в сознании многих коллег и поклонников изобразительного искусства он воспринимается как мастер, давным-давно отмеченный званием Заслуженного. Но, оказалось, что документы, поданные им на утверждение в Москву, где-то затерялись в кабинетах чиновников. А он не стал проявлять особенной заинтересованности и настойчивости, чтобы добиться справедливого результата. Объяснил свою позицию вполне естественно для художника-труженика: жаль было тратить время и силы на административные разбирательства. Хотелось просто заниматься творчеством, участвовать в значимых выставках, создавать новые картины. И с доброй улыбкой, даже с некоторой неловкостью пояснил дочери Татьяне Бучкиной, что, конечно, он помогал многим получать почётные звания, был некоторое время даже секретарём парторганизации в Ленинградском Союзе Художников, но никогда, к удивлению многих, не использовал в личных целях служебное положение. От тех лет у него осталась память в виде альбома с портретными зарисовками коллег, которые Дмитрий Петрович привычно делал во время партсобраний…
Были его живописные работы представлены и на недавней выставке в залах Союза художников Санкт-Петербурга, посвящённой 90-летию со времени основания Союза. А в обширных папках с архивными документами, которые хранятся в мастерской художника, чей возраст на пять лет превышает юбилей этого уважаемого творческого союза, есть вырезки из статей газеты «Советская культура» с заметками о том, как он выступал в Москве на Первом съезде Союза художников России.
Значение того исторического выступления на Первом съезде художников актуальна и ныне. Хотя существенно изменились социальные, производственные условия труда художников. Канули в прошлое государственные заказы, а о современных меценатах творческим людям приходится только мечтать. По мнению многих искусствоведов и мастеров современного изобразительного искусства, в России не сформировался рынок для работ художников. Чаще всего, поэтому, их живописные пейзажи, выполненные с глубокой любовью к родным местам и с тонким мастерством, высоким профессионализмом, «уплывают» за границу. Так что множество пейзажных этюдов, картин, которые на протяжение долгих лет создавал и создает маэстро Бучкин в Старой Ладоге, на давным-давно приобретённой им даче, украшают ныне не отечественные, а зарубежные коллекции, галереи. Есть, правда, некоторые картины Дмитрия Петровича Бучкина, которые в прежние, более благополучные времена, были приобретены, например, музеем истории города на Неве. Они посвящены теме волнующей многих — блокады Ленинграда. Мальчиком довелось пройти испытания и голодом, и холодом блокадных дней Дмитрию Бучкину. И по настоятельному совету отца, профессора живописи Петра Дмитриевича Бучкина, маленький Дима рисовал всё, что останавливало его внимание. Потом из этих рисунков он тоже составил выставку, которая вызвала большой интерес как у членов Союза художников Санкт-Петербурга, так и у широкой общественности, правительства города. Однако, до сих пор осталась в мечтах его книга с рисунками и заметками о блокаде. Для качественного издания требуется немало средств, которых семье Бучкиных не хватает. Семья ведь выросла, теперь уже растут и правнучки у художника, чья жизнь и творчество, словно корни могучего дерева, питают и вдохновляют, воспитывают и убеждают многих — и ближних, и дальних. Его солнечная, щедрая душа всё время находится в трудах. Будь то работа над картинами, этюдами или работа над литературными произведениями. Из устных рассказов Дмитрия Петровича выросли книга прозы и поэтический сборник. В издании одной из книг помог, в том числе, областной Комитет по печати. Так что книга получилась цветная, помогла представить характер и стиль живописных, графических произведений художника. Конечно, наилучшим образом с его творчеством в в изобразительном искусстве можно познакомиться на выставке. Её открытие ожидается 22 июля в одном из залов Санкт-Петербургского Союза художников, на Большой Морской, 38. Хлопоты по организации этой юбилейной выставки, кроме сотрудников Дирекции выставок Союза художников, взяла на себя его дочь Татьяна Бучкина. Она порадовала отца в этом году и своей персональной выставкой живописных работ, которая с успехом прошла в новом выставочном пространстве Петербурга — галерее особняка А.П. Брюллова на набережной Лейтенанта Шмидта, 37. А теперь работы Татьяны Бучкиной можно увидеть в библиотеке имени Н. Островского на 17-й линии Васильевского острова.
Татьяна Бучкина, по признанию самой художницы, в династии мастеров изобразительного искусства третья в славном семействе. И, возможно, не последняя, ведь она активно занимается и с двумя своими очаровательными внучками с самых юных лет. А они необычайно рады такому вниманию бабушки, которая предпочитает в общении с ними, чтобы малышки называли её просто Татьяной. Очень уж не хочется ей стареть, тем более, что душа её всегда открыта новому, наполнена доброй энергией творчества, суть которого — в любви к природе, людям. И, конечно, к своей профессии дизайнера. Татьяна вначале училась в школе при Мухинском училище, потом поступила в училище на кафедру стекло-керамики. Удивительно, но именно большой интерес к работе со стеклом, поездки на отечественные заводы, где были созданы в советское время уникальные коллекции изделий из стекла, керамики, наложили свой отпечаток и на современную живопись Татьяны Бучкиной. Сегодня таких заводов уже в России нет, но осталось то юношеское, ни с чем не сравнимое впечатление, память о красоте гутного стекла. И она как бы перешла в декоративные живописные полотна Татьяны Бучкиной, где отражены также и её впечатления от поездок в Испанию, Францию. Большей частью Татьяна работает сейчас над созданием интерьеров респектабельных заказчиков. И проектирование, декорирование, изучение новых технологий, строительных материалов ей тоже интересны. По-своему и работа дизайнера интерьеров помогает ей находить свои уникальные способы выражения, пластического, живописного языка в картинах. Так что некоторым ценителям изобразительного искусства работы Татьяны Бучкиной представляются в чем-то ближе, интереснее, чем картины её отца. Ясно только то, что и ей необходимы персональные выставки, общение со зрителями, коллегами, слова благодарности и внимания коллег. Всё это и было в изобилии на открытии её выставки в особняке А.П. Брюллова. И цветы, и радость, которую вполне разделял вместе со всеми гостями, зрителями праздника её отец. Кстати, на прямой вопрос о том, нравятся ли Дмитрию Петровичу работы его дочери, он ответил утвердительно, хотя художники они, безусловно, разные. Впрочем, так и должно быть. Татьяна признаётся, что учиться живописи ей приходилось самостоятельно, но привычка всюду иметь при себе альбом и вести в нем зарисовки усвоена ею от дедушки-профессора и от отца. Многие рисунки из альбома потом и у неё становятся сюжетами для картин. Пожелаем же долгих творческих лет всем членам семьи Бучкиных.
Елена ЗАХАРЧЕНКО,
член Санкт-Петербургского Союза художников
Фото автора