Волхов Главное История Культура

«Как музей стал и моим домом»: Ольга Николаева о своей работе в Музее истории города Волхова

В Музее истории города Волхова Ольга Анатольевна Николаева трудится уже более 30 лет. С 1990 по 2001-й была главным хранителем, а в 2002-м возглавила учреждение. Времена эти были не самыми простыми. Ей есть, что вспомнить и чем поделиться в год 55-летия музея.

Моя работа в музее началась в 1990 году. Закончив историко-филологический факультет Петрозаводского университета, и отработав год в школе в Карелии, я вернулась домой, в родной Волхов. Планировала продолжить работу учителем в школе, но вдруг мне поступило неожиданное предложение от директора музея Натальи Павловны Шолоховой о работе в музее главным хранителем. Новая работа нисколько не пугала, наоборот, мне она представлялась очень интересной. Правда, первое время музей в сравнении со школой показался уж очень тихим и спокойным местом, где жизнь как будто остановилась, где всё в прошлом. Но постепенно, вникая в новую работу, изучая музейные предметы, а вместе с ними историю Волхова, я действительно полюбила и этот старый дом со своей доброй  аурой, и свою работу в музее. Теперь музейные предметы для меня — это не просто бережно хранящиеся старые вещи. Они — словно живые свидетели исторических событий, и за каждым предметом кроется своя история, а с ней люди. Я благодарна музею, что он познакомил меня с очень интересными людьми: учеными-исследователями, историками-краеведами, поэтами, писателями, художниками, с настоящими героями нашего времени: с теми, кто строил ГЭС и завод, сражался на полях сражений и трудился в тылу в годы войны, восстанавливал Волхов и делал его красивым, уютным, достойным городом.

Перемены, которые затронули жизнь в нашей стране, общество в 90-ые годы, конечно же, нашли отражение и в музейной работе. Когда-то популярные среди школ торжественные приёмы в пионеры и комсомол стали неактуальными, канули в лета и «Ленинские чтения», которые проводили сотрудники музея, постепенно терялся интерес к современной музейной экспозиции, посвящённой достижениям Волхова в ХI пятилетке, в музей перестали приезжать туристские группы. В итоге посещаемость резко сократилась. Нужны были новые формы работы с населением, другие экспозиции, новые выставки.

Для привлечения детской аудитории мы начали осваивать на практике музейную педагогику, разрабатывая занятия по программе «Музей и дети» (вот здесь мне очень пригодились мои методические познания по педагогике). Для того, чтобы получить возможность проводить временные выставки и мероприятия для населения на музейной площадке, нам пришлось размонтировать на втором этаже музейную экспозицию, посвящённую дружественным связям с городами-побратимами — финским городом Ярвенпяя и шведским Сундсваллем. В этом зале мы стали проводить временные выставки. Здесь же собирались участники «Музейных салонов», на которых проходили встречи с местными мастерами, художниками, поэтами и писателями. Для местной детворы сотрудники музея устраивали новогодние ёлки. Создали клуб друзей музея. В его состав вошли,  конечно же, ветераны, тогда ещё здравствующие А. А. Алексеев, И. Я. Могутов,  С. И. Белугин, М. Н. Ержеболеева, редактор газеты «Волховские огни» Ю. А. Сяков, журналист Г. П. Стерликова, директор «Волховского ТВ» А. И. Румянцев, наша коллега по музейной работе Л .А. Губчевская, к которой мы и сейчас порой обращаемся за профессиональной консультацией.  Были и волховские  художники Александр Гайлис, Александр Чупраков, Илья Офлиянц, Николай Рагожников. Именно с нашими художниками в 1993 году, в честь 60-летия образования г. Волхова, мы создали новую музейную экспозицию, посвящённую послевоенному периоду в истории города, и временную выставку о современности, где нашли отражение такие важные события, как Афганская война, авария на Чернобыльской АЭС, распад Советского Союза, Перестройка. Посетителям очень нравилось, особенно современная часть выставки, насыщённая лозунгами и фотографиями важнейших событий, интересными документами и личными вещами волховчан, их участников. Это был мой первый опыт создания такой большой экспозиции. Мы делали её всем нашим коллективом научных сотрудников.  

Наверно, особенность работы сотрудников в небольшом музее заключается в том, что они должны быть универсалами, умеющими выполнять разную работу. В нашем коллективе в то время работали Наталья Павловна Шолохова (директор), Анна Викторовна Алексеева (старший научный сотрудник), Роза Александровна Бойцова (научный сотрудник) и я, Ольга Анатольевна Николаева (главный хранитель). Пожалуй, сложнее всех тогда приходилось нашему директору Наталье Павловне. Ей надо было заботиться и о коллективе: обеспечить всех работников талонами на продукты и промышленные товары, доставить зарплату из бухгалтерии, которая находилась в Ленинграде. Важно было не только сохранить коллектив, но и настроить, научить его работать по-новому. Помню, как в музее появился первый компьютер. Наталья Павловна принесла из дома свой компьютер с маленьким черно-белым монитором и начала нас учить азам работы на нём. Потом на деньги, полученные от гранта, музей приобрёл свой компьютер. Он был у нас один, все на нём работали. Не менее важным для директора был вопрос содержания здания музея, памятника истории. А здание ветшало, на глазах разрушались крыша, водосточные трубы. Финансирования со стороны руководства, Дирекции музеев Ленинградской области, на ремонтные работы просто не было, из-за постоянных долгов за электроэнергию музей отключали от электроснабжения, а это не только освещение, но и отопление. Местная власть пошла навстречу. По инициативе администрации города создали Фонд содействия музею, куда вошли предприятия Волхова. Они по возможности и перечисляли на счёт фонда деньги, которые хоть как-то помогали существовать.  Помню, в числе наших помощников были Волховский торг, Волховстроевское отделение железной дороги, ООО «Талосто», строительные организации.                                             А ещё я всегда с благодарностью вспоминаю наших смотрителей Галину  Ивановну Чекунову, Марию Ивановну Раковскую и Евгению Васильевну Любимову, электрика Александра Николаевича Мурашова, уборщицу Елену Алексеевну Макарушкину, сторожей Владимира Илларионовича Дунюшкина,  Виктора Александровича Ильина, Валентина Ивановича Калицева и Николая Ивановича Сурмина.

В 1999 году ликвидируется ДОМЛО, создаётся «Музейное агентство». В это время происходит смена рабочего коллектива. Пришли работать смотрители Елена Павловна Никитина, Светлана Анатольевна Симанова и бухгалтер Валентина Евгеньевна Александрова. Так получится, что из прежнего состава  научных сотрудников в музее осталась только я. В конце 2001 года из музея увольняется директор Наталья Шолохова. В такой непростой ситуации, без штата научных работников, мне пришлось взять на себя руководство музеем.

В начале 2002 года меня утвердили на должность директора. Первым делом нужно было решить кадровый вопрос. На работу пришли научные сотрудники Н. С. Карелин, Н. И. Власова, главный хранитель А. Ф. Савенко. Никто из них ранее в музее не работал. Поэтому пришлось всем дружно учиться постигать музейную науку. Очень важно, что у всех было большое желание научиться работать. Главному хранителю Антонине Савенко предстояло осваивать новую компьютерную программу по учёту фондовых коллекций «КАМИС». Николай Степанович Карелин активно занялся развитием научного направления. Он много работал в архивах, изучая материалы по строительству Волховской ГЭС, открывая новые факты из жизни главного инженера Волховстроя  Г. О. Графтио.  Н. И. Власова погрузилась в научное изучение темы, связанной с Великой Отечественной войной. Но основным в её работе станет культурно-образовательное направление. Педагог дошкольного воспитания по образованию, она активно начала разрабатывать занятия по программе «Музей и дети» для дошкольников. Сегодня с полной уверенностью и гордостью могу сказать, что Наталья Ивановна — один из лучших музейных педагогов в Волхове. Как жаль, что она решила завершить свою работу в музее. И нам, и нашим посетителям её будет не хватать.

Сейчас у нас трудится небольшой, но очень дружный коллектив. Два сотрудника занимаются фондами музея – это Ирина Александровна Пузанова и Антонина Фёдоровна Савенко. Есть два смотрителя — Светлана Анатольевна Симанова и Галина Вениаминовна Аленевская. Они встречают наших посетителей, знакомят с экспозицией, отвечают за «музейный порядок» в нашем доме. Администратор-кассир Виктория Валерьевна Пузанова всегда поможет выбрать самый лучший сувенир на память о Волхове и о музее. Ещё у нас есть надёжный друг и помощник, особенно во время монтажа выставок – Валерий Николаевич Захаров. Благодаря ему и в самом здании, и на территории музея всегда порядок: в любое время года и в любую погоду. Спасибо вам, мои дорогие коллеги, за ваше трудолюбие и старания, за то, что музей продолжает жить и радовать посетителей!

связанные новости