О необычных профессиях Сервисного локомотивного депо
Кузнечное ремесло — одно из самых древних, но и в современном технологическом мире ему есть место. Так в Сервисном локомотивном депо «Волхов» трудится кузнец Алексей Климин. Ежедневно он раскаляет в печи металл и превращает его в нужные детали и инструменты, необходимые для ремонта электровозов.
— Кувалды, зубила, молотки, заготовки для роликов: изготавливаю новое, ремонтирую старое… в общем, делаю практически всё, что можно сделать из железа, — рассказывает о своих изделиях кузнец.
За годы работы он научился на глаз определять необходимый диаметр, длину или толщину.
Пресс, отбойник и молоток в руках умелого мастера заставляют раскалённый металл податливо принимать нужную форму. С железом у Алексея Климина особые взаимоотношения. Так он работает почти двадцать лет и не собирается заканчивать:
— На следующий год уже на пенсию можно, но буду продолжать здесь работать, пока есть силы и возможность. Нравится мне работа с огнём и железом.
Работа тяжёлая, грязная и опасная, требует большой физической силы и здоровья, но Алексей получает удовольствие от процесса и гордится тем, что он — настоящий кузнец.
— Часто бывает, что спрашивают, особенно незнакомые. Удивляются: ого, какая редкая профессия. Я отвечаю, да, в наше время редкая, — улыбается Алексей.
Есть в сервисном локомотивном депо еще одна редкая профессия — вязальщик польстерных щёток ремонтно-заготовительного участка. В «народе» — косоплёт. Работа Елены Аникиной заключается в плетении из пряжи специальных кос, которые потом используют для смазывания моторно-осевых подшипников локомотива. Такое интересное и романтичное на первый взгляд дело на практике оказывается не самым лёгким.
— Плести их не очень просто. Например, когда плетёшь новые косы, они чистенькие, а когда перебираешь уже старые косы, то, естественно, ты грязный, в мазуте, в масле. В общем, чистый домой точно не придёшь, — объясняет Елена.
Использованные грязные косы Елена отправляет в стиральную машину. При этом стирает не в воде, как мы привыкли, а в разогретом осевом масле. Затем отжимает в центрифуге и перебирает.
— Вот они приходят рваные, обожжёные, испорченные, кривые, косые. Мы их расплетаем, рваньё убираем и делаем новую красивую косичку, — рассказала косоплёт.
Сплетённые косы несколько часов пропитываются маслом в специальной ванне, после чего они готовы к использованию. За одну смену мастер сплетает около тридцати кос из новой пряжи или около двадцати из старого материала. Длина одной такой косы почти достигает метра. В своей работе Елена ценит последовательность и спокойствие:
— В свободное время я пою в народном ансамбле русской песни «Гори ясно!». Мы много репетируем, выступаем на концертах. Мне нравится, что и на работе я могу петь. Я здесь одна, мне никто не мешает, я спокойненько работаю, пою и никого не стесняюсь.
Профессия косоплёта, как и кузнеца, — необычная, но важная в комплексе ремонтных процессов Сервисного локомотивного депо. Ответственно выполняя свою работу, каждый сотрудник становится частью большого производственного механизма предприятия.
Регина КОШЕЛЕВА