Волховчанин Азер Мусаев рассказал о службе в зоне СВО
О фронтовых буднях, своих сыновьях и переоценке ценностей многодетный родитель рассказал в интервью нашему изданию.
Когда началась СВО, волховчанину Азеру Мусаеву было уже за 50. А в семье только-только родился девятый ребёнок. Казалось бы, какая тут служба? Но после того, как его сын Айхан решил подписать контракт, глава семьи не смог оставаться в стороне.
Плечом к плечу
Вместе они воевали в одном экипаже самоходного миномёта «Тюльпан». Отслужив на передовой полгода, отец вернулся домой. Сейчас в зоне СВО сражаются два его сына — Айхан и Сюбхан.
Азер Эльдарович родом из Баку, а в наших краях оказался после службы в армии. Срочную проходил в Забайкалье, там же получил высшее образование в Ангарском техническом университете, затем некоторое время работал в милиции. Судьба распорядилась так, что ему пришлось переехать в Россию, в Ленинградскую область. Поселился в Селиванове Волховского района. Встретил здесь свою любовь, женился. В семье родились восемь сыновей и одна дочка. Сейчас старшему 33, младшему — четыре годика. Азера наградили знаком отличия Ленобласти «Отцовская доблесть». Мусаевы стали местными знаменитостями. Глава семьи ударно трудился, его вторая половинка занималась детьми. Думал ли мужчина, что спустя 30 с лишним лет ему снова придётся примерить военную форму и взять в руки оружие?
После начала специальной военной операции один из его сыновей, Айхан Мусаев, принимает решение отправиться на фронт. На дворе стоял август 2022-го.
— Мой сын — настоящий патриот России. Мало того, многие его друзья и односельчане, с которыми он работал и учился, уже были в зоне СВО. Я не захотел отпускать его одного и пошёл вместе с ним. Мы подписали контракт, — рассказывает Азер.
Супруга Надежда поначалу приняла их решение в штыки. Ещё бы! Столько детей, есть и совсем маленькие! Как она одна справится? Школа, садик, кружки, секции! Да и переживала за родных людей, конечно. Не к тёще на блины едут… Но пришлось смириться — мужчины отступать не собирались.
— Она у меня родом из деревни, поэтому сильная духом и к заботам привыкшая. Тяжело, конечно, было, но она выдержала. Хотя, как рассказывали знакомые, иногда даже засыпала за столом от усталости. Ей много помогал наш старший сын Сюбхан, — делится ветеран.
«Лебедь» и «Борода»
Отца и сына распределили в артиллерию и отправили в учебку в Луге. Они попали в 17-ю артиллерийскую бригаду большой мощности, ныне гвардейскую. Потекли недели усиленной ратной подготовки. Азер и Айхан постигали премудрости боевой работы на самоходном миномёте 2С4 «Тюльпан». Эта грозная машина способна «обнулять» укрепления противника с высокой степенью защищённости, пробивая бетонные конструкции толщиной до трёх метров.
Спустя месяц уже были в Донбассе. Служили в одном экипаже. Азера назначили командиром командно-штабной машины, одновременно поручив выполнять обязанности вычислителя, Айхан стал геодезистом-разведчиком. Сыну приходилось выполнять сложные и опасные задания: работать на открытой местности со специальным инструментом. В любой момент мог случиться «прилёт». Полученные данные он передавал отцу, а тот делал расчёты поражения целей.
— Позывной у меня был «Лебедь», так как наши позиции защищали железные ворота, на которых были выкованы два лебедя. Я был старшим этой оперативной точки. Сыну дали позывной «Борода» из-за того, что у него на лице была густая растительность. Ему делали замечания, ругали, но он никак не хотел бриться, — вспоминает глава семьи.
Так как отец был командиром, сыну волей-неволей приходилось его слушаться. Иногда между ними возникали разногласия, и горячие южные парни начинали громко выяснять отношения. В такие моменты оба переходили на азербайджанский, чтобы «не выносить сор из избы». Однажды командир дивизиона, услышав их перебранку, подал идею. Дело в том, что на фронте иногда приходится использовать незашифрованную связь и говорить открытым текстом. Но русский язык украинцы хорошо знают. А вот азербайджанский — вряд ли. Так отец с сыном, когда находились на разных точках, стали передавать друг другу сведения на родном языке.
Домой!
В феврале 2023-го Азер вернулся домой. По закону, воины старше 50 лет, имевшие проблемы со здоровьем, имели право уволиться в запас. Айхан уговорил отца воспользоваться этой возможностью, так как видел, что у того периодически «барахлит» сердце, скачет давление, болят суставы. Всё-таки «парню» давно не 20 лет.
— Так спецоперация для меня закончилась. Я сменил «на хозяйстве» старшего сына. Он, в свою очередь, сменил меня на фронте.
Сюбхан Мусаев сейчас служит начальником узла связи в Курской области, недалеко от границы с Украиной. Айхан воюет в зоне СВО уже четвёртый год. Недавно он переквалифицировался на оператора беспилотных летательных аппаратов, служит на Донецком направлении.
Фронт срывает маски
Азер говорит, что после возвращения с фронта стал ценить многие простые, обыденные вещи, на которые раньше не обращал внимания. Например, дома он долго не мог привыкнуть к… горячей воде. Ведь в зоне боевых действий была только холодная, и то в постоянном дефиците.
— Мы часто не думаем о том, сколько у нас всего есть. Гвозди, молоток, совковая лопата. Это же настоящее богатство! Бывало, что мы копали три блиндажа одной лопатой по очереди, потому что не хватало инструмента. А здесь, дома, всего навалом. А ещё свет, мягкая постель, безопасный город. Поэтому я теперь всегда говорю детям: цените те блага, которыми пользуетесь, даже если они кажутся вам привычными.
Ещё Азер начал по-другому относиться к молодёжи. Более терпимо, без предвзятости. Он рассказал, что с ними служил один парень по имени Иван. С ирокезом на голове и серёжкой в правом ухе. Раньше наш герой не одобрял таких «модников». Но когда увидел, как Ваня храбро сражается, какой он верный товарищ и дисциплинированный боец, то проникся к нему большим уважением.
— Неважно, как человек одевается или как выглядит, куда важнее, что у него за душа. Фронт раскрывает сущность человека, срывает все маски.
Иван доказал, что даже с ирокезом на голове можно быть настоящим воином. Увы, домой он не вернулся — пал смертью храбрых…
За Россию стоит воевать!
После возвращения из зоны СВО глава семьи стал активно взаимодействовать с фондом «Защитники Отечества». Ведёт в школах Уроки мужества, рассказывает молодым людям о том, почему важно быть патриотом и сражаться за Родину.
— Подрастающему поколению нужно всё показывать на личном примере. Нынешняя молодёжь не верит словам, если за ними нет конкретных дел, — считает боец.
Региональное отделение фонда, по словам Азера, помогает ветеранам СВО в решении многих бытовых, юридических и организационных проблем, а также вопросов, связанных с лечением и реабилитацией.
— Мне 56 лет. Конечно, здоровье уже не то. Но если будет такая надобность, то снова встану в ряды нашей армии, чтобы защитить Отечество. Я убеждён, что Россия — самая счастливая и свободная страна на свете. За неё стоит воевать и не жалко отдать жизнь!
Текст и фото: Евгений Гордеев














