Волхов Интересное История

Люди с «горящими» сердцами. Соратники Графтио

Среди инженеров, работавших на Волхове, были интересные и яркие фигуры. Графтио брал на стройку тех, кто своим инженерным талантом и практическим опытом мог принести ей действительную пользу.

В молодости, после Октябрьской революции, Александр Владимирович Будасси работал на строительстве железнодорожной ветки Овинище — Суда у знаменитого в своё время подрядчика Чаева, где Будасси вёл большие работы. Когда приступили уже к укладке рельсов, сообщили, что на линию прикатит «сам» (Чаев). И здесь Будасси получил урок, который Александр Владимирович запомнил навсегда.

Он оделся в летний путейский костюм – белый китель, белые брюки, сапоги, что зеркало. Повёл подрядчика по работам. Вначале всё было хорошо, но потом Чаев начал хмуриться, перестал разговаривать и как только увидит брошенные на землю болт, гайку или костыль, нагнется, поднимет и без единого слова положит их в карман белоснежного кителя Будасси. Так и шли. Набил Чаев Александру Владимировичу полные карманы этого добра вместе с грязью, пылью и маслом. Ухитрился даже в боковые нагрудные карманы положить несколько гаек и гвоздей. Так Чаев учил молодого инженера.

И рабочие ценили его умелое руководство, внимание к их нуждам, заботу о них. Будасси работал энергично и умело, несмотря на большие трудности.

Александр Владимирович был человеком решительным, суровым и непреклонным, но чувствовалось его своеобразие и яркое дарование, его организаторский талант. Его гордый, независимый, страстный характер был многим по душе, хотя все видели, что работать с Будасси будет нелегко. Ругался Будасси выразительно, но говорил, что ругать людей надо с разбором: «Дурака ругать нечего, его нужно вежливенько под зад коленом со стройки. А умного следует, да покрепче, чтобы получился толк».

Как известному строителю железных дорог Будасси было поручено строительство одной из труднейших железных дорог – Александров Гай — Эмба.

Александр Владимирович с огромной энергией начал это строительство. Но, довести его до конца не пришлось – после освобождения Баку новое строительство было законсервировано. Вот тогда Г.О. Графтио пригласил Будасси на Волховстрой. Здесь Александр Владимирович умело организовал земельно-скальные работы, ввёл комплексную оплату с кубометра для всех участников этих работ, начиная с экскаваторщиков и кончая ремонтниками в мастерских. Обслуживающий персонал, десятники, прорабы получали дополнительную оплату в зависимости от объёма выполненных работ. Эта поощрительная система, введённая Будасси, дала хорошие результаты, т.к. создавала общую заинтересованность в успехе дела.

Александр Владимирович был редкостным специалистом по земляным работам. Он знал и экскаваторные работы, знал и старые способы. Он мог точно и быстро определить и число необходимых подводчиков, и число грабарок; знал, как наилучшим способом расставить их на выёмке; умел хорошо наладить конные дворы, шорные и тележные мастерские и подобрать специалистов.

— Большой строитель Александр Владимирович, огромными делами может заворачивать, — говорил о нём экскаваторщик Иван Иванович Чернышёв. – Чутье к земляным работам у него необыкновенное. Объём выемок и насыпей он на глаз определяет так точно, как другой после инструментальных замеров не сможет.

Будасси не боялся самых трудных работ. Ему особенно нравился начальный период стройки.

Александр Владимирович отлично зарекомендовал себя на Волхове. Здесь он был весьма влиятельным человеком, знали, что это очень крупный инженер, и его мнение много значило. Но когда земельно-скальные работы подходили к концу, ему стало уже не по себе – бетонные работы и монтаж его интересовали меньше. В августе 1925 года он уехал с Волховстроя, а с ним вместе и довольно много рабочих. Прощаясь, он сказал:

— Голубы мои, вы заканчивайте здесь Волховстрой, чтобы дать Ленинграду ток, а я поеду в Среднюю Азию, чтобы земле дать воду. Это тоже очень важно…

Довелось Александру Владимировичу работать и на Днепрострое, который не сразу вооружился механизмами: запаздывали машины из Америки.

В жаркое лето 1929 года больше тысячи лошадей вывозили землю с участка примыкания плотины к шлюзу. Грабари лопатами рыли землю и бросали её в колымажки. Такой архаический способ предложил Будасси. Когда выяснилось, что машины для земляных работ задерживаются, кое-кто говорил: раз так, не стоит и начинать эти работы. Вот тогда Будасси и получил распоряжение о срезке мягкого грунта. Как делать срезку, никто не знал. Александр Владимирович долго думал и предложил использовать грабарей. Многие потешались над этим предложением. Но Будасси настоял на своём. Этим способом было выполнено почти полмиллиона кубов. Глава американской консультации Купер очень интересовался, во что обходится кубик, сделанный грабарями. Долго проверял, а потом сказал Будасси: «Я объехал много строек, но более слаженных земляных работ не видел. По цене этими «четвероногими» экскаваторами нам, пожалуй, не угнаться!». Будасси привык аккуратно считать деньги.

После Днепростроя Александр Владимирович вновь поехал в Среднюю Азию. Он работал на строительстве ирригационных сооружений. Потом судьба забросила его на Беломорско — Балтийский канал, а затем на строительство канала Москва — Волга, где Будасси был назначен начальником работ большого строительного района и закрепил широкую известность прекрасного организатора массовых земляных работ.

В конце 1939 года Александр Владимирович назначен начальником работ на строительство железнодорожной ветки от Кандалакши к финской границе. Дело было спешное. Будасси уехал туда сильно простуженный, больной, а условия, в которых ему пришлось работать, оказались тяжелейшими. Лютые холода, отсутствие жилья, ночёвки в снегу. Но ничто не могло погасить энергию неистового строителя. Железнодорожная ветка протяжённостью около 150 км, с объёмом скальной выемки более полутора миллионов кубов была построена за 4 месяца. Но для Будасси эта стройка стала последней. Выздороветь Александр Владимирович не смог – он умер от скоротечной чахотки.

Георгий Сергеевич Веселаго — известный в довоенные годы гидростроитель, участник плана ГОЭЛРО, строитель Волховской и Днепровской ГЭС. Творчески работал по проектированию сооружений, затем – на строительстве.

Из воспоминаний волховчанина С. Емельянова о работе на строительстве Волховской ГЭС.

… Про инженера Веселаго и архитектора Зинаиду Ивановну Шмидт у рабочих был составлен стишок:

Под Новый год домой катили

И куплеты сочинили

Инженер есть Веселаго –

Выше роста нам не надо.

Архитектор Зина Шмидт

Всё с бухгалтером сидит.

Они стройку забывают,

Всё о счастии мечтают.

После пуска станции в эксплуатацию работал на строительстве ДнепроГЭСа, где был награждён орденом Ленина. На ДнепроГЭСе занимал должность начальника строительства одного из берегов — стройка шла с двух берегов, и было два начальника.

После возглавил строительство Ярославской ГЭС. В 1935 г., несмотря на то, что бо́льшая часть работ была уже выполнена, строительство Ярославского гидроузла было остановлено. Причиной был тот факт, что в процесс строительства вмешалось НКВД, от руководства которого поступило «предложение» об участии в возведении сооружений Угличе — Рыбинского гидроузла силами заключённых. Георгий Сергеевич был принципиальным противником использования труда заключённых, отказаться в подобной ситуации было весьма и весьма непросто, однако Веселаго это удалось. В это время Георгий Сергеевич занял довольно высокое место заместителя начальника и главного инженера московского треста «Главгидроэнергопроект».

Благодаря этому, ему удалось избежать участия в деятельности НКВД. Судьба отвела Георгию Сергеевичу недолгую жизнь. Пятого сентября 1937 года он погиб в железнодорожной катастрофе.

Иннокентий Иванович Кандалов (1891-30.09.1962)

Лауреат Государственной премии (1954)

Заслуженный деятель науки и техники Узбекской ССР (1952)

Кавалер трех орденов Ленина

Гидротехник, доктор технических наук (1962)

В 1917 году окончил Петроградский политехнический институт. Прибыл на станцию Званка в начале 1919 года.

До 1927 года работал заместителем начальника работ на строительстве Волховской ГЭС.

Иннокентий Иванович был страстным пропагандистом плана ГОЭЛРО, талантливым организатором масс, замечательным специалистом. Он уделял большое внимание организации чёткой работы бетонного хозяйства – одной из главных задач гидростроителей.

Трудно было сразу разобраться в нагромождённых лесах балок, стропил, металлических цилиндров, грудах цемента. Люди скользили по вечно мокрым спускам и подъёмам по головоломным лестницам. Глухой гул рассерженного Волхова заглушался визгом сотен пил, грохотом несущихся тачек, свистом прорывающего компрессорные трубы воздуха, гавкающим скрежетом экскаваторов. Грохотали взрывы, раскалывающие берега, свистели пузатые паровозы.

На строительстве был установлен повседневный контроль за продукцией бетонных заводов.

При бетонном заводе правого берега впервые вообще на строительстве была организована бетонная лаборатория для регулярных контрольных испарений цемента и бетона. Механизированные бетонные заводы, экспериментальный подбор состава, систематический контроль качества приготовления и укладки бетона – всё это было большим усовершенствованием строительства гидротехнических сооружений.

Жил молодой инженер вначале у купчихи Мироновой на левом берегу, а потом в маленьком домике в Дубовиках. Был заводилой молодёжи: руководил хором и самодеятельным театром, выступал в драмкружке, выезжал с труппой со спектаклями на село. И родились шутливые стихи:

Есть домик в Дубовиках спящих,

Невзрачный такой он на вид.

В нём после гастролей удачных

Кандалов безудержно спит.

В первые годы строительства, когда трудно было удержать народ, И.И. Кандалов собирал у себя на квартире молодёжь, за чашкой чая рассказывал юношам и девушкам о чудодейственной силе электричества. Он был человеком общительным.

После строительства Волховской ГЭС Иннокентий Иванович работал начальником гидротехнических сооружений правого берега Днепростроя (1927-33 г.г.).

Награждён 3 орденами Ленина, другими орденами и медалями.

А с 1933 по 1939 года работал главным инженером Чирчикстроя, затем – главным инженером строительства Верхнее — Свирской ГЭС. Работал по восстановлению разрушенного в годы Великой Отечественной войны ДнепроГЭСа.

С 1959 года заведовал кафедрой производства и организации гидротехнических работ в Московском инженерно-строительном институте им. В.В. Куйбышева, принимал активное участие в работе Правительственной комиссии по приёмке многих ГЭС в эксплуатацию. Опубликовал более 20 научных статей. Как крупный специалист в области гидротехнического строительства внёс большой вклад в развитие энергетики и электрификации страны, подготовку специалистов — энергостроителей.

Умер Иннокентий Иванович в 30 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Борис Григорьевич Галёркин (при рождении — Берка Гиршевич Галёркин) (4.03.1871 — 12.07. 1945)

Кавалер двух орденов Ленина Лауреат Сталинской премии первой степени. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР

Борис Галёркин из политического заключенного превратился в светило советской инженерной науки.

Родился в марте 1871 года в Полоцке в еврейской ремесленной семье.

В возрасте 12 лет Борис начал работать каллиграфом — подрабатывал перепиской бумаг в Сиротском суде (вероятно, в ту пору у него и выработался изящный мелкий почерк).

В 1885 году он окончил начальную еврейскую школу в Полоцке, но всё ещё нуждался в экзаменах с дополнительного года, которые давали ему право продолжить образование на более высоком уровне. Сдал их в Минске в 1893 году экстерном в возрасте 22 лет. В том же году поступил в Санкт-Петербургский практический технологический институт на механический факультет. Во время учёбы подрабатывал частными уроками по математике и древнееврейскому языку, совмещал учебу в институте с работой рисовальщиком и частными уроками.

Как и многие другие студенты — технологи, он оказался вовлечённым в политическую жизнь, вошёл в социал-демократический кружок. В год окончания института (1899 г.) вступил в РСДРП. Первые три года после окончания учёбы Борис Григорьевич работал инженером на заводе Российского механического и паровозостроительного союза в Харькове, одновременно обучая рабочих на спецкурсах.

С конца 1903 года — инженер на строительстве Китайской Дальневосточной железной дороги, через полгода стал техническим руководителем на «Северном механико-котельном заводе» в Санкт-Петербурге.

Он участвовал в организации Союза инженеров в Петербурге, а в 1905 г. был арестован за организацию забастовки инженеров.

Спустя год в биографии Галёркина произошёл второй арест, на этот раз закончившийся реальным тюремным сроком.

В 1906 году Б.Г. Галёркин стал членом Петербургского Комитета РСДРП и профессиональным революционером. 23 июля 1906 года был арестован доме № 13 на Алексеевской улице, где проходило заседание комитета РСДРП. Суд состоялся только спустя год, 13 марта 1907 года.

Ко всеобщему удивлению, приговоры были достаточно мягкими. Один человек был приговорён к двум годам крепости, 8 человек, в их числе Борис Галёркин, получили по полтора года тюрьмы. Ещё десятерых и вовсе оправдали.

В тюрьме «Кресты» Борис Григорьевич потерял интерес к революционной деятельности и посвятил себя науке и технике.

В 1909 году институтом «Труды» опубликована его первая научная работа, объём которой составил 130 страниц.

Летом 1909 г. Борис Григорьевич совершил поездку за границу, чтобы осмотреть интересующие его постройки. В течение следующих четырёх лет, то есть перед Первой мировой войной, он и многие другие сотрудники института посетили Европу, чтобы стимулировать свои научные интересы. Галёркин посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Бельгию и Швецию.

С 1909 года преподавал в Петербургском политехническом институте. С осени 1911 года Галёркин также работал в Женском политехническом институте.

В 1913 году Галёркин получил заказ на проектирование металлического здания котельной электростанции в Петербурге — первого в России крупного металлического здания со значительными нагрузками, признанного позднее одним из самых выдающихся инженерных сооружений в Европе.

Галёркин регулярно публиковал свои работы в институтах «Труды», а с 1915 г. — также в Engineering News.

В январе 1919 года Галёркин стал профессором 2-го (бывшего женского) политехнического института, оставаясь преподавателем строительной механики 1-го политехнического института (тогда политехнический институт назывался так) механического факультета.

К 20-м годам прошлого века Галёркин был уже всемирно известным ученым. Он стал авторитетом среди инженеров-конструкторов. Его часто привлекали в качестве консультанта при проектировании и строительстве серьёзных промышленных объектов на северо-западе России (ТЭЦ, Кондопожская целлюлозно-бумажная фабрика другие). Был членом технических советов проектных институтов «Гипромез» и «Гипроцветмет», членом учёных советов научно-исследовательских институтов. В марте 1920 года на кафедре была открыта профессорская кафедра строительной механики, где Борис Григорьевич стал заведующим кафедрой.

В начале 1922 года ушёл с механического факультета на строительный факультет, более близкий ему по научной и инженерной деятельности.

В декабре 1923 года Галёркин был избран деканом строительного факультета Политехнического института. В 1924-1929 годах Галёркин был также профессором Петербургского университета. В 1924 году он совершил свою последнюю поездку за границу — участвовал в Конгрессе по прикладной механике в Нидерландах.

Борис Григорьевич консультировал проектирование и строительство крупных гидроэлектростанций (Волховской ГЭС, ДнепроГЭСа и других) и теплоэлектростанций в СССР.

К моменту прибытия на Волховстрой, инженер Галёркин прославился как плотинных дел мастер, крупнейший специалист по теории сопротивления материалов. Его вклад в строительство ГЭС неоценим, ведь Г.О. Графтио и его ближайшие соратники были, прежде всего, инженерами — электриками, а строителями плотин – во вторую очередь.

Весной 1926 года Галёркин узнал, что Наркомпрос (Министерство образования) принял решение о закрытии отдела дорожных работ на его факультете. Галеркину удалось отменить это опрометчивое решение Москвы. В период работы Галёркина на посту декана была создана первая лаборатория на факультете. Ему также удалось получить одобрение правительства на идею строительства ещё нескольких крупных лабораторий для факультета (впоследствии на их базе).

Через 2 года после строительства Волховской ГЭС, в январе 1928 года, Бориса Григорьевича избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он принимал участие в создании сложнейших сооружений — плотины ДзораГЭСа в Армении и плотины ДнепроГЭСа. Мало того, ученый курировал строительство теплоэлектростанций «Красный Октябрь» и «Дубровская».

После окончания строительства Днепровской ГЭС Борис Григорьевич также стал членом правительственной комиссии.

В октябре 1929 г. оставил деканат. После этого строительный факультет был разделён на две части: гидротехнический и ирригационный отделы стали факультетом водного хозяйства, а остальные вошли в состав факультета гражданского строительства. Затем факультет водного хозяйства стал Гидротехническим институтом. Галёркин был профессором обоих институтов.

В основном он читал курс теории упругости, который был очень трудным для студентов того времени. Студенты посещали его лекции, чтобы посмотреть на «настоящего академика», но он их разочаровал. Он был невысоким, маленьким, со слабым голосом. Его имидж не соответствовал статусу серьёзного ученого с большим авторитетом, полученным от государства.

В 1934 году получил две учёные степени: доктора технических наук и доктора математики, а также звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В начале 1936 года он был избран действительным членом Академии наук СССР. Он также стал членом Высшей аттестационной комиссии в Государственном комитете по высшему техническому образованию, председателем группы технической механики. В апреле 1936 года распоряжением Правительства Галёркин был назначен председателем Правительственной комиссии по экспертизе первоначального проекта стальных каркасных стен и перекрытий Московского Дворца Советов. Галёркин — один из создателей и первый директор Института механики АН СССР (1939 г.). Главный редактор журнала «Прикладная математика и механика». В 1939 году возглавил кафедру строительной механики Военного инженерно-технического университета в Ленинграде, получил звание инженер-генерал-лейтенанта.

Борис Григорьевич никогда раньше в армии не был, но должен был быть в генеральской форме. Он был застенчивым и когда кто-то отдал ему честь, он испугался и замахал руками.

Неоценим вклад Бориса Григорьевича в оборону Ленинграда. Летом 1941 года была создана Комиссия по руководству строительством оборонительных сооружений Ленинграда. В её составе оказалось несколько академиков и крупных учёных, но имел непосредственное отношение к строительству только один Б.Г. Галёркин, по существу ставший руководителем Комиссии.

Практически он стал руководителем работы Комиссии. Одновременно Борис Григорьевич был руководителем экспертной группы Департамента инженерной защиты города.

В 1942 году стал лауреатом Сталинской премии первой степени.

Награждён двумя орденами Ленина (1941; 10.06.1945)

Позже был эвакуирован в Москву, где вошёл в состав военно-инженерной комиссии Академии наук СССР. Напряжённый непрерывный труд подрывал здоровье ученого. Вскоре после Великой Победы, 12 июля 1945 года, Галёркин скончался в Москве. Похоронен на Литераторских Мостках.

Наталья ВЛАСОВА

связанные новости