Милиция города Волхова в годы Великой Отечественной войны
В годы войны городу Волхову принадлежала особая роль – роль связующего звена. Он был первым крупным транспортным узлом, через который Ленинград получал продовольствие, военные грузы. Сюда же прибывали эвакуированные блокадники, многие из них были так слабы, что не могли ехать дальше, и оставались в госпиталях Волхова для лечения.
Всё это ставило перед волховской милицией много новых, необычных для мирного времени задач. Это и охрана оборонных предприятий, станций, дорог, военных грузов, перевозимых в большом количестве по нашему району, обеспечение правопорядка в прифронтовом городе и районе, большая часть которого занята врагом, борьба с уголовными элементами, мародёрами, паникёрами, детской беспризорностью, и ещё очень многое.
В работе органов НКВД определились два основных направления: во-первых, участие подразделений милиции в боевых операциях в составе частей действующей армии, партизанских отрядов, истребительных батальонов, во-вторых, осуществление в условиях прифронтового города мероприятий по поддержанию общественного порядка, борьбе с фашистскими лазутчиками.
В начальный период войны правоохранительные органы должны были обеспечить организованную эвакуацию населения, промышленных предприятий. Большая часть работы здесь пала на транспортную милицию. Для борьбы с диверсантами и возможными парашютными десантами противника в прифронтовой полосе создавались истребительные батальоны, что тоже было возложено на органы НКВД. Начальниками истребительных батальонов назначались работники милиции.
В Волхове было создано три истребительных отряда. Один из них был укомплектован работниками милиции, горкома и райкома партии, горисполкома — в количестве 300 человек. Командовал им Иван Иванович Васильев, работавший ранее начальником городского отдела милиции. Бойцам этого отряда пришлось принимать участие в боях с противником, когда положение под Волховом было особенно тяжёлым. В состав других истребительных батальонов тоже входили работники милиции. 17 декабря 1941 года все истребительные батальоны были сведены в состав истребительного полка НКВД города Ленинграда и Ленинградской области и действовали повсеместно под единым управлением.
Многие сотрудники милиции ушли на фронт и сражались в составе дивизий войск НКВД. С первых дней битвы за Ленинград и Волхов войска НКВД оказались на переднем крае борьбы с врагом на фронте, участвовали в охране тыла действующей армии, важных объектов, железнодорожных линий, составов, которые находились на станциях, в строительстве и работе Дороги жизни.
Огромный объём работы лёг на плечи тех, кто вёл борьбу с уголовной преступностью. В условиях любой войны эта борьба приобретает первостепенное значение. Совсем рядом шли бои, и достать оружие было относительно легко. А после того, как фашисты были отброшены от Волхова, и вернулись многие жители и беженцы из других мест, население резко увеличилось. У большинства из них не было работы, жилья, появилось немало беспризорных детей. Работники милиции совместно с горисполкомом помогали людям с жильём, работой, устраивали детей – сирот в детские дома. Один из них был в годы войны в Старой Ладоге. Большие трудности были в городе с продовольствием, а как следствие, это кражи продуктовых карточек и продуктов. В городе существовал строгий пропускной режим, действовал комендантский час.
В таких сложных условиях милиция выполняла свои «штатные» обязанности. Чтобы как-то восполнить недокомплект, принимали на работу новых сотрудников из числа военнообязанных запаса и бригадмила. На помощь милиции общественного порядка пришёл комсомол. При райкоме комсомола была создана бригада в помощь органам милиции по охране государственной собственности, по наблюдению за порядком на улицах, по выполнению правил светомаскировки и противопожарной охраны. Впоследствии многие из этих комсомольцев были приняты на работу в милицию.
В течение 1942-43 годов бомбёжки были частыми и жестокими. После каждой приходилось разбирать завалы, вывозить раненых и убитых. Во время одной из бомбёжек, был повреждён банк и дежурившим работникам милиции пришлось собрать огромное количество денег, обеспечить их охрану и затем передачу ответственным лицам.
В докладе о работе Волховского горотдела НКВД за 1944 год приводятся следующие цифры: на город сброшено более 10000 бомб, жилой фонд разрушен на 40 %. Материально население очень нуждается, что сказалось на росте преступности. Очень высока в городе концентрация уголовно-преступного элемента и ранее судимых. Но раскрываемость преступлений – 98 %. Специального образования большинство работников не имеют, даже среднее – редкость, в основном 5-6 классов. Рабочий день длится по 16 часов, а иногда приходилось работать сутками.
На бюро горкома ВКПб заслушивались отчёты, доклады о борьбе с преступностью и улучшении общественного порядка. Гражданское население, в первую очередь работники горкома партии и горкома комсомола, горисполкома привлекались к обходам и проверкам населения, обнаружению беспризорных и безнадзорных детей. Совместно с оставшимися в городе формированиями местной ПВО работники милиции организовывали службу охраны порядка и безопасности. В её задачу входила охрана оставшихся в городе ценностей, жилого фонда и имущества эвакуированных от хищений и разрушений.
А эвакуировать вторично население города пришлось осенью 1942 года из-за сильных бомбёжек.
В отчёте горисполкома за 1944 год говорится, что этой службой «подобрано трупов — 98, изъято ценностей – на 5104 рубля. Привлечено к ответственности за нарушение правил светомаскировки 618 человек на сумму 74015 рублей. За нарушение правил поведения во время воздушной тревоги привлечено 91 человек — на сумму 12625 рублей».
В период воздушных тревог служба выставляла по 10-12 постов, в 20-25 человек.
В условиях постоянных бомбёжек требования к пожарной охране значительно возросли. К ответственности привлекались те граждане, которые пренебрегали противопожарными правилами и являлись виновниками или соучастниками в возникновении пожаров.
Деятельность Службы охраны порядка и безопасности свела к минимуму потери от бомбёжек. В чётком несении службы отличились работники городского отдела милиции, пожарные команды, которые в критические минуты бомбардировок отличились находчивостью и подвигом, предотвратили многие серьёзные последствия бомбардировок.
Порядок, который обеспечивала на станции Волховстрой транспортная милиция, многие называли образцовым. Наш железнодорожный узел во время войны имел огромное стратегическое значение, через него проходили поезда, связывающие Ленинград с Большой землёй.
Оперативное отделение милиции здесь было создано в августе 1937 года. Подчинялось оно Дорожному отделу милиции Кировской железной дороги с руководством из Петрозаводска. Первым начальником стал Пётр Иванович Леонов. С 1938 по 1942 год отделение возглавлял Николай Иванович Иванов. Он сумел создать сплочённый коллектив и организовать чёткую работу. За сутки через станцию Волховстрой проходило до 1000 вагонов с эвакуированными людьми и различными грузами.
Поддержание порядка в период массовой эвакуации населения – одна из задач линейного отделения милиции. Весь личный состав был переведён на казарменное положение. Абсолютное
большинство работников несли свою службу не за страх, а за совесть – выполняли свои обязанности не щадя своего здоровья, а если требовалось — и жизни.
На станции Волховстрой все эвакуированные ленинградцы получали горячее питание, их осматривали врачи, очень слабых отправляли в госпитали. Специальный комсомольский отряд вместе с сотрудниками милиции встречал каждый прибывающий эшелон. Устанавливалась очередь, и людей вели в столовую, организованную в веерном депо. В книге отзывов, находившейся на эвакопункте, сохранились одни благодарственные записи в адрес работников общественного питания и милиции. Неоднократно отмечается чуткость и внимательность волховчан к ленинградцам. А ведь работать приходилось под постоянными бомбёжками. С апреля 1942 года по август 1943 года только на железнодорожный узел было сброшено свыше 20000 фугасных бомб. В среднем по 40 за сутки. Постоянно рискуя жизнью, работники милиции исполняли свой долг. В один из таких дней 1942 года во время несения службы сержантом Андреем Павловичем Покатило при очередной бомбардировке станции фашистская бомба попала в состав с бензином. Возник пожар. Рядом стоял эшелон с ранеными. Рискуя жизнью, Покатило отцепил горящие вагоны от состава и прицепил к подошедшему паровозу, подал сигнал машинисту, который оттащил их в безопасное место. Но пожар успел распространиться на эшелон
с людьми. Тогда им на помощь пришли милиционеры Швецов, Вальвашев, Архаров. Они эвакуировали раненых, сбивали пламя с вагонов. За свой подвиг Покатило был награждён орденом Красного Знамени, были отмечены и другие милиционеры.
Майор милиции, начальник отделения Иванов погиб во время бомбёжки. Его сменил Андрей Петрович Байков, который тоже был тяжело ранен в 1944 году и отправлен в госпиталь. 26 человек из отделения были отправлены на фронт, погибли 13, многие были ранены. 65 сотрудников были награждены орденами и медалями.
Службу свою сотрудники милиции несли не только в городе, а и на всём протяжении Дороги жизни. Доставка продовольствия в Ленинград, охрана его в пути требовала особого внимания.
Эта задача была поставлена перед 23 дивизией НКВД, в составе которой сражалось много волховчан, среди которых Иван Яковлевич Могутов. Хлеб, как известно, был вопросом жизни и смерти сотен тысяч людей. Доставлялся же он чрезвычайно трудно. Для защиты поступавших ресурсов привлекались значительные силы стрелковых войск, зенитных средств, авиации. Гарнизоны 23 дивизии охраняли продовольственные склады в Тихвине, Волхове, Новой Ладоге, Сясьстрое, Войбокале, Кобоне и т.д. Все дела, связанные с хищениями грузов, предусматривалось решать в трёхдневные сроки. Виновных передавали в трибунал и судили по законам военного времени.
В это трудное время с особой силой проявилась честность и неподкупность большинства работников милиции. Только за второе полугодие 1941 года у расхитителей было изъято 455 тонн сухарей, крупы, зерна, жиров.
Бессменно несли службу на Дороге жизни работники ГАИ. 60 постов милиции обслуживали трассу в любую погоду, под обстрелами бомбёжками не покидали своих постов, направляя машины, спасая грузы и людей. Среди них были тоже волховчане. Одна из них Екатерина Николаевна Бровцина.
После прорыва блокады по Дороге Победы, как назвали ленинградцы железнодорожную трассу, пошли поезда с грузами и даже пассажирский поезд Ленинград – Москва № 21. В пути он был 30 часов. Следовал ежедневно, строго по расписанию, придерживаясь графика. Этот поезд сопровождали оперативные группы из 5 человек. Трижды они проводили сплошную проверку пассажиров.
Со снятием блокады через Волховстрой пошёл обратный поток людей, возвращающихся в родной город. Некоторые из них, потерявшие кров, работу, родных оставались жить в нашем городе. Население города возросло очень сильно. Теперь главной задачей стало восстановление города, разрушенного войной, обеспечение людей жильём, работой. От милиции требовалась чёткая слаженная деятельность со всеми предприятиями города для быстрейшей ликвидации последствий военного времени.
Великая Отечественная война стала величайшим испытанием военного времени для всех государственных структур и органов правопорядка. Органы правопорядка сумели изменить свою деятельность в кратчайший срок, максимально подчинить её решению задач, возникших в связи с войной, и в основном успешно справились с этими новыми задачами.
Э. СМИРНОВА,
председатель совета ветеранов ОМВД России по Волховскому району Ленинградской области