Памяти иеромонаха отца Онуфрия
Когда публичные люди уходят в мир иной, то по православной традиции вспоминают о добрых делах, которые они сделали на протяжении своего жизненного пути. А если это путь не столь долгий? Батюшке отцу Онуфрию первому настоятелю Собора Андрея Первозванного г. Волхова, в миру Александру Вячеславовичу Ларину, не было и сорока. Но он, уходя в Царствие Небесное, столько сделал! И на память светлого и доброго оставил нам!
Одни прихожане называли его «наше солнышко», кто-то, подходя к нему на исповедь, считал его «своей церковной жилеткой». Для всех он был духовником.
Его проповеди, которыми он всегда заканчивал службу, произносились от сердца доступными для понимания словами. Это были проникновенные беседы о самом важном и насущном. Отец Онуфрий всегда связывал их с богословскими текстами, демонстрируя мощь Священного Писания — неисчерпаемого источника мудрости, вдохновения, духовной радости. Его образованность, интеллигентность, широчайший кругозор в совокупности с умением слушать и слышать, готовности к диалогу, создавало ту неповторимую атмосферу, царящую в храме в дни его служения и обеспечивало у прихожан интерес и желание проникнуть в глубинный, сакральный смысл библейских текстов.
Заветные мечты и сверхзадача настоятеля – это наполнить Храм прихожанами, воспитать в них потребность идти в церковь, привить интерес в жизни церковной общины, чтобы узнавать, слушать, спрашивать, участвовать, открывать себя и учиться жить по Божественным заповедям. Для того, чтобы Храм для человека был местом духовной жизни, нужно научиться молиться. Молитва –дверь в Царствие Небесное. Без нее нет духовной жизни. Молитва, как обращение к Богу, это духовное деяние. Она требует концентрации внимания, благоговения и покаяния. Молитва только тогда результативна, если она искренна, естественна, проходит через сердце. Всё дело в верности, в единстве ума и сердца. Наполнить храм прихожанами, ищущими путь к Богу через молитву, задачи для настоятелей храмов на все времена. Отец Онуфрий успел заложить основы — собрать команду единомышленников. Сделал Храм гостеприимным домом, в котором каждый прихожанин с момента входа ощущает христианскую благородную услужливость.
Батюшку никто не воспринимал как начальника. Для тех, кто с ним встречался, бывал на службе, обращался с просьбами, настоятель отец Онуфрий — это милосердный, внимательный пастырь. Постоянная готовность помогать; «мягкий, утешающий, дипломатичный добрый, внимательный, трудолюбивый, искренний, гостеприимный» — это только малая часть из того, что говорят о нём. Он выстраивал отношения на любви и хотел, чтобы она была взаимной. Вот отсюда то неподдельное горе о столь внезапной его кончине, о невосполнимой утрате его как человека и как Батюшки, открывшего храм и сделавшего его «школой и больницей». И искренняя благодарность за время, которое он подарил нам, низкий ему поклон и огромное спасибо.
Быть священником — это дар. Откуда черпаются душевные сил? Как не поддаваться искушениям? Как и что может помочь сделать Божье Заповеди «краеугольным камнем», алгоритмом жизни? Как почувствовать состояние: «я есмь перед Богом»; «мой ближний – тот, которому я нужен»; «как работать над собой, чтобы научиться молиться»? и др. В каком возрасте приходит уверенность, что быть угодником Божьим — это призвание? Батюшка отец Онуфрий приобщился к церкви Христовой ещё в детстве, когда посещал с мамой службы во Владимирском Соборе в Петербурге. Поверил, осознал и не ошибся, когда переступил порог Храма на Пороховых. Возможно, так было предопределено.
В храме Ильи Пророка на Пороховых есть запись крестного хода на Ильин день. Возглавлял Праздничную процессию епископ Симон. И согласно обрядовым предписаниям впереди должен идти фонарщик. На экране это мальчик в стихире лет десяти-двенадцати и зовут его Саша Ларин. Сколько ответственности в жесте держания фонаря у этого уполномоченного отрока! И это его первое послушание, получаемое теми, кому доверяют. Подобное доверие нужно заслужить. Для настоятеля Ильинского храма на Пороховых отца протоиерея Александра (Будникова) Саша в храме не случайный помощник. Он уже алтарник. Настоятель приобщает его к истокам православия, знакомя с первоисточниками, с книгами, которые в девяностые годы было трудно найти, формируя духовное мировоззрение Саши Ларина. Для Саши Ларина знакомство с отцом Александром (Будниковым) стало точкой опоры. Отеческую заботу Саша Ларин ощутил уже тогда, подростком, когда ему доверили в престольный праздник идти первым под пристальным вниманием участников крестного хода и ощущал эту духовную связь всю свою жизнь. А сколько надо было иметь мужества, чтобы подростку выдержать недоумённые взгляды сверстников? Силы сопротивления, стойкости и возмужания черпались из этого же храмового источника: настоятеля – духовника, первых надежных друзей в храме, христианских заповедях.
Менять что-то в своей жизни – огромный труд. В судьбе Саши Ларина изменений не предполагается. У него хороший аттестат и точный ориентир – Духовная семинария. Но ему ещё нет восемнадцати, а потому, по причине «слишком молод», поступление отложили. Так он и подрабатывал оператором на заводских установках, а в любимом доме-храме был на послушании. Приём в Духовную Семинарию тогда проходил не только на основании рекомендательных писем, но и при обязательном собеседовании будущего семинариста в присутствии наставника. Поручителем выступил отец Александр (Будников), который должен был не только представить, но и нести персональную ответственность за послушника. Мама, Екатерина Александровна, поддерживала сына в решении стать священником. Судьбоносное событие происходило в кабинете Митрополита Санкт-Петербурга и Ладожского Владимира. Положительный результат был получен. И Саша Ларин становится семинаристом.
Обучаясь в Духовной Семинарии в Петербурге и тяготея к новым знаниям, он знакомится с удивительным преподавателем, поражающим всех знавших его глубиной познания, архиепископом Михаилом Мудьюгиным (бывший советский инженер, прошедший войну, знающий несколько языков, являющимся на тот период внештатным сотрудником в Духовной Академии). Эта встреча также была судьбоносной. Архиепископ был «наглядным пособием» по преодолению препятствий, каких бы уровней и сложностей они не были. Обучение у архиепископа Михаила Мудьюгина сформировала у дьякона Ларина научное мышление и широту кругозора.
После окончания Семинарии, которую А. Ларин закончил очень хорошо, принимается решение продолжить образование. Выбор был сделан в пользу Киевской Духовной Академии. Обучение было заочное, по окончании которого А. Ларин стал кандидатом богословия, защитив кандидатскую диссертацию по теме «Историко – литургическое исследование богослужебных реформ в Русской Церкви в патриарший и синодальный периоды». Тема диссертации требовала изучения огромного количества архивных источников, проведения сравнительно исследования, а сам метод исторического анализа сопряжён с большим объёмом текстов и авторских концепций. С Божией помощью и эта планка была успешно преодолена.
Написанная диссертация не стала для о. Онуфрия теми лаврами, на которых можно покоить и уже больше не суетиться. Формально это очень высокий образовательный статус, но он не останавливался на достигнутом. Поэтому дальше было обучение Русской христианской гуманитарной Академии, Академии постдипломного педагогического образования, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Однажды, когда батюшка сказал, что в плане дня у него есть занятия в институте, то прихожанка, удивленная тем, что он ещё где-то учится, сказала: «Батюшка, Вы такой внимательный, умный, нам на ваших проповедях так интересно, всё понятно. Вы о нас так заботитесь, а нам так хочется с Вами поделиться, мы Вас любим, бережём, Вы столько знаете! Ну, сколько можно ещё учиться?». Ответ – «Учеба очень дисциплинирует».
Стиль поведения и принцип жизни о. Онуфрия не отказываться от предложенного дела и быть максимально ответственным за его выполнение, даже если оно неожиданное. Информация, что в Хоспис нужен священник была полной неожиданностью. Тогда, в 2005 году о хосписе говорили только в связи со значительными проблемами здоровья.
Настоятель Ильинского храма, отец Александр сообщает об этом Саше Ларину (Онуфрию) и тот, у которого основное кредо жизни служение людям, даёт согласие. Для утверждения на должность настоятеля храма кандидатура должна быть представлена митрополиту Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Но есть некоторые сложности: возраст будущего настоятеля (Саше 22 года), чин (он ещё дьякон), а потому, скорее всего, его кандидатура может быть не утверждена. Да, к тому же, опыта служения настоятелем храма нет, да и сам храм ещё нужно организовать, уставные документы, юридические, экономические законодательные правила только прописываются. Мудрый Владыко сказал: «Молодость не может быть недостатком, потому как она быстро проходит» — и кандидатуру утвердил. Так, штатный священник храма святого пророка Илии (на Пороховых), получил благословение на работу окормляющего Домового Храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (при ГУЗ Хоспис № 4 на Северном проспекте). Это служение продолжалась восемь лет.
Батюшка Александр (Будников) вспоминает, как они освящали новое место. Одна маленькая комната, где надо было обустроить Домовую церковь и всё для проведения службы, выстроить взаимоотношения с персоналом и больными. Главный врач Эдуард Валерьевич Москалев предложил своё участие. А когда он понял, какой подарок (в лице этих богослужителей) послал ему Господь, то рабочие отношения переросли в сотрудничество и дружбу. И эта дружба осталась навсегда.
Священника Александра Ларина (Онуфрия) утвердили, и теперь начинается нерегламентированная работа с каждым особым больным, уходящим из этого мира. К каждому найти не только время быть рядом, но и ту самую сокровенную интонацию настроя на волну памяти, на волну преодоления страха. Страх перед страданием, уходом в мир иной. Где и какие слова соучастия надо найти, чтобы облегчить эти страдания. Здесь каждый разговор — исповедь. Каждая исповедь – это надежда. Здесь неверующих людей не бывает. Здесь уповают на молитву, Господа Бога и священника. Какое надо иметь сердце, человеколюбие, быть искренним, сильным духом, быть уверенным в правильности душевного и молитвенного выбора, зная какую ответственность ты несёшь перед Всевышним. И с этой ношей батюшка справляется, хотя такая работа, это работа на «разрыв аорты» и вынести можно только тогда, когда служению помогает Божественная сила любви к таким обреченным людям. А любовь требует величайшей ответственности, отдачи, жертвенности и терпения. И все они проходят через сердце, эмоции, чувства, память, восприятие, через личность конкретного священника отца Онуфрия.
Работа батюшки — это постоянное общение, это выстраивание взаимоотношений, это умение дружить. Дружба – это когда «друг в беде не бросит, лишнего не спросит…» и когда «себя положить за други своя». Искусство дружить дано не всем. Это тоже дар Божий. У отца Онуфрия это передалось по наследству от мамы — Екатерины Александровны Лариной. Саша весть этот «процесс дружбы» не только наблюдал, но и был включён в него с детства, у него в крови был заложен ген дружбы, который во многом определяет профессионализм священнослужителя.
В Ильинском храме на Пороховых Саша Ларин с мамой оказался не случайно. (вот уж где можно утверждать, что пути Господни неисповедимы). Когда в «лихие 90-е» настоятель храма отец Александр (Будников) должен был обратиться в юридический отдел Управления юстиции Санкт-Петербурга, для того, чтобы составить пакет правоустанавливающих документов для перерегистрации. Время смутное: партийные регуляторы и контролёры в лице инспекторов по делам религии закрылись. Неразберихи много. Новые законодательные документы пока не совсем готовы или только разрабатывается. Требований новых структур, отвечающих за право жизнедеятельности этих организаций, тоже немало. Помощников разобраться и помочь в оформлении надо не только поискать, но и уговорить. А желающих получить право на религиозную деятельность оказалось много. В отделе юстиции, связанной с религиозной недвижимостью, работали только две женщины – Алла Евгеньевна Богачёва (Пугачёва) и Екатерина Александровны Ларина, Сашина мама. Вот так и познакомился настоятель храма Ильи Пророка на Пороховых с со своими благодетельницами. Они не только помогли! Они на всю жизнь остались верными друзьями этому Храму и его настоятелю!
В умении дружить всегда есть такая составляющая как готовность помогать. От вопроса чем я могу помочь доводить дело до обязательного результата, как бы трудно, сложно и долго надо идти к этому результату. Выполнять, независимо от времени, когда дано обещание, и сколько лет понадобится, чтобы его исполнить. Знакомство и дружба с настоятельницей знаменитого Пюхтинского монастыря, что в Эстонии, с матушкой Варварой (Трофимовой), это ещё одна судьбоносная встреча. Матушка Варвара являла собой животворящий источник, из которого можно черпать силы, сохранить выдержку, найти волю, научиться нести ответственность за выполнение любого Богом данного послушания. Когда распалась страна и появились новые границы, а монастырь и его паства оказались на чужбине, наступило время испытаний и перемен. Спасти Божию обитель мог только Бог, молитвы, дипломатические патриаршие службы и настоятельница монастыря, матушка Варвара. Её любовь к Богу и ближнему, врождённый такт, трудолюбие, глубокая порядочность, отвращение к конфликтам, великодушие, обеспечили монастырю возрождение и продолжение жизни. Для паломников всего христианского мира Пюхта была и остаётся намоленным местом служения, а для отца Онуфрия, матушка Варварушка и её обитель — это образец выживания в непредсказуемых событиях. (А познакомился он с ней ещё до распада границ). И «звонок к другу» в Эстонию всегда был поддержкой и мудрым советом независимо от времени, границ и событий.
Для Ильинского храма, матушка Варвара в дар преподнесла вышитую руками Пюхтинских монахинь плащаницу Спасителя, которая выносится раз в году, в Великую пятницу. По словам настоятеля Храма Ильи Пророка на Пороховых отца Александра, «она бесценна, хотя такой подарок мог бы стоить миллионы». Этот уникальный «намоленный плат», не только украшение храма и сказочный подарок, и церковное достояние, Пюхтинская Плащаница – это вещественный артифакт, посланница дружбы, нерушимости связи, несмотря на запреты и закрытие границ.
Судьбоносный для о. Онуфрия 2013 год, когда штатный ключарь Ильинского Храма принимает приглашение от епископа Мстислава работать во вновь созданной Тихвинской епархии в качестве ответственного секретаря. Переход в Тихвинскую епархию, не мог не огорчить настоятеля храма Ильи Пророка, ведь уходил не просто член дружной команды храма, уходил к другому причалу воспитанник. Но глубина якоря оказалась настолько прочной, что до конца дней отец Онуфрий, не оторвался от своей духовной пуповины. И наказ настоятеля Альма Матер отца Александра (Будникова) «приезжай и служи, как дома» помнил и исполнял всегда.
Новая епархия, включающая пять районов (Тихвинский, Лодейнопольский, Волховский, Кировский, Бокситогорский), самая большая по протяжённости (почти 400 км.). Ответственный секретарь епископа должен освоить, знать поимённо весь благочинный состав, увидеть все хозяйство воочию. Работа секретаря очень ответственная, практически круглосуточная, требующая компетентности, мгновенной реакции на события, умение создать и держать добрые отношения, поддерживать и повышать духовное образование вверенного клира, вникать в дела строительства и ремонта. А ещё он руководитель службы епархиального протокола; духовник Старо-Ладожского Свято-Успенского девичьего монастыря; член Аттестационной, наградной, ревизионной комиссии; духовник Тихвинского Богородичного Успенского монастыря; миссионерская работа и это ещё не весь список его послушаний. Как выдержать такие нагрузки и где найти на все это силы, время, возможности? Можно! Только если запустить процесс работы сердца на Божественный Лад. Только Бог в помощь! «Что невозможно человеку, возможно Богу». И есть опыт, и есть друзья, как верные точки опоры и помощи в любую минуту, и есть сила Духа.
И судьбоносный уже, наверное, не столько для о. Онуфрия, сколько для жителей города Волхова 2019 год. В городе руководство «ФосАгро» принимает решение построить Храм. Согласование с Тихвинской епархией состоялось. Лучшая кандидатура настоятеля была определена. Это – отец Онуфрий. Тем более, что на этом этапе жизненного пути у настоятеля уже был опыт и руководства храмом, и непосредственного участия в строительстве. При его участии в 2014 году построен храм Святого благоверного князя Александра Невского в деревне Новинка Лодейнопольского района.
Волхов город особенный. Его историю можно связать со строительством плотины, Гидроэлектростанции, как уникального объекта, градообразующего предприятия «Первенца Советской власти». И тогда он задумывался как проект «Город Солнца» утописта Кампанеллы. Потом, волею судеб, стал территорией «101 км», потом — местом добычи торфа и т.д. При том, что водная артерия с одноимённым названием была веками освоенным местом речного судоходства и его промышленным потенциалом. И здесь строительство храма, как место духовной жизни, требовало особого понимания. Для правобережной части города Волхова храм должен стать визитной карточкой и просветительским центром духовной жизни для всех горожан, а не только работников градообразующего предприятия.
А такую задачу, может выполнить только Храм – Дом. Такой Дом особенный, потому как Дом Божий. И место для Дома-Храма никогда не бывает выбрано случайно. Оно определяется непостижимым для нас Божием замыслом. А ещё у Дома — Храма всегда есть тот, в честь кого Храм назван. Он его небесный покровитель и его оберег. У Волховского Дома — Храма оберег, хранитель — это Апостол Андрей Первозванный, в часть которого храм назван. (В этих местах Андрей Первозванный был, потому как проповедовал слово Христово в Великом Новгороде, а добраться до него из Киева можно было только по всем известному водному пути под названием «Путь из варягов в греки», т.е. через р. Волхов). И есть ещё третий хозяин у Дома — Храма – это его настоятель. И первым настоятелем по воле Всевышнего и по решению Тихвинской епархии сюда был назначен отец Онуфрий. Именно ему на правах Хозяина была представлена возможность во всей полноте осуществлять Божией замысел.
Построить Храм — Собор Андрея Первозванного и сделать его Центром духовной жизни предприятия и города. Обустроить его так, чтобы всё открывало величие и глубину Божественного бытия. С каким глубоким смыслом представлены иконы и оформление Дома Господня для того, чтобы сопровождать богослужение! Наполнить его атмосферой искренности, постоянной готовности помочь и заботиться о духовном состоянии пришедшего в храм. Учитывать всё, из чего складывается и что способствует диалогу с Богом. Быть батюшкой, любящим отцом для всех, это значит — иметь способность услышать, понять, помочь, направить. Принцип его взаимодействия с паствой, заложен в его словах: «Уклониться от зла и уже этим сотворить благо». Создать приходскую семью (общину). Отец Онуфрий говорил:
«Неверующих людей не бывает, им надо только помочь освободиться от духовной слепоты».
Внимательный пастырь и община будет в помощь, чтобы избавиться от этого недуга. Приходская семья возрастает на основе христианских ценностей. Община есть самый прочный фундамент храма. Но церковная общность будет тогда, когда не только священник всё решает, а когда у мирян есть призвание. «А призвание — это наше преображение, так говорил настоятель на одной из своих проповедей. Служения разные, а призвание у нас одно – быть христианином! Не будет общности, не будет и нации», — таков подход отца Онуфрия.
Выполнение каждой из задач рассчитано на многолетнюю и кропотливую работу. Но у него не было столь длительного срока. Божий угодник, иеромонах отец Онуфрий, несмотря ни на что, справился за два года (таков промысел Божий), успел заложить начало для выполнения поставленных задач. Общими усилиями при активнейшем участии о. Онуфрия построить Духовно-Просветительный Центр «Андреевский». И все это с учетом того, что и время строительства, и время открытия, и время церковного богослужения совпало с всеобщей мировой пандемией. А это время запретов, ограничений, страхов, беспокойств, тревог, напряжённости, переживаний. И это время его ухода в мир иной.
Для нас он навсегда останется разработчиком, создателем, основоположником концепции духовной жизни Собора Андрея Первозванного в г. Волхове. Ещё остается его наказ «Держать строй!», который он нам оставил, как девиз. А отец Онуфрий с небес будет всегда помогать, оберегать, хранить свое детище, потому как Храм — это точка духовного и небесного притяжения.
Митрополит Антоний Сурожский говорил: «То, что нужно сделать «сегодня» зависит от нас, Благословение зависит от Бога, а решимость и готовность должны быть тоже нашими».
Наша задача сегодня продолжать развивать, наполнять содержанием основы, заложенные о. Онуфрием.
Любовь ЯШИНА-БЕЛОНОЖКО,
прихожанка Андреевского храма