Спасовщина – земля православная
В старину село Усадище называлось Заболотье, так как оно стояло за болотами. А ещё его называли Спасовщина по главному храмовому празднику Преображения Господня, народное название которого — второй или яблочный Спас
Место, где в Усадище стояла церковь, намоленное столетиями. В 1941 году храм был взорван. В нынешнем году 80 лет как нет Храма…
Жителям морально тяжело. Во время Великой Отечественной войны много земляков погибло, а помянуть их и зажечь свечу памяти негде.
В 2016 году инициативная группа жителей обратилась в Тихвинскую епархию, получили Благословение епископа Мстислава на строительство часовни в деревне Усадище. В 2017 году установлен Поклонный крест, в магазинах есть места для сбора денежных пожертвований на строительство часовни в деревне Усадище. Оформлены все документы на землю, получено Постановление № 1274 администрации Волховского района «на безвозмездное пользование землёй религиозной организацией — на строительство часовни».
8 июня нынешнего года освящено молитвенное помещение в деревне Усадище — временная часовня — протоиереем Сергием Никоновым – настоятелем храма Илии Пророка в микрорайоне Плеханово города Волхова. Здесь идёт дорога на Зеленец, едут молиться из Санкт-Петербурга мимо Усадища.
Из истории
Из записей, сохранившихся в этом храме до революции, известно, что он существовал ещё до нашествия шведских интервентов Якоба Делагарди в Смутное время. В 1620 году деревянную церковь во имя Преображения Господня, разрушенную завоевателями, возродили на прежнем месте. Трижды, в 1634, 1672 и 1733 годах её уничтожал пожар, но каждый раз вместо сгоревшего храма появлялся новый, выстроенный также из дерева и на том же месте. Наконец, в 1751 году, «поелику сия церковь очень тесна для вмещения молящихся в праздничные дни, прихожане просили преосв. Стефана, архиепископа Новгородского о построении каменной и просторной церкви. Храм был освящён 1762 года марта 17 дня Зеленецкого монастыря игуменом Иосифом».
Этот храм, простоявший 180 лет, имел три престола: главный алтарь во имя Преображения, тёплый придел во имя святого великомученика Георгия, и холодный придел, под колокольней, во имя Илии. В 1863 году вокруг церкви и находившегося рядом с ней кладбища возвели каменную ограду, часовню, сторожку. При церкви стояли лавки, которые сдавались в аренду в храмовые праздники.
Среди достопримечательностей храма было Евангелие, напечатанное в Москве при царе Алексее Михайловиче, отце Петра 1, а также «пленённый» образ – икона Спасителя, которая в годы разграбления Новгородских земель была вывезена в качестве трофея войсками Делагарди в Швецию. Здесь через сто лет выкупил, а затем привёз в Россию и пожертвовал в храм Спасовщины крестьянин деревни Кукли Трифилий Карпов бывший маркитантом русской армии во время похода в 1713 году. Эта икона находилась в церкви ровно 200 лет, после этого в сентябре 1913 года, её передали в Царское Село, в Высочайше утверждённую палату – хранилище «Войны России».
Часовни вокруг Спасовщины стояли почти во всех деревнях и были посвящены местным церковным праздникам. В часовнях деревни Бор и деревни Большой Зеленец находились деревянные поклонные кресты, установленные в 1593 году. Ежегодно совершались крестные ходы и проходили ярмарки. В большие праздники Спасовскую церковь посещало до 1500 прихожан. Надо отметить, что кроме четырёх с половиной тысяч человек православного населения (1884 г.) в приходе проживало до тысячи старообрядцев (раскольников), чьи кладбища были в деревнях Безово, Вячково и Кукли.
Интересная деталь. В 90-х годах 19 века княгиня М.К. Тенишева задумала издать этнографический сборник, для чего ей понадобились хорошие иллюстрации быта старообрядцв и промыслов на Волхове. Помочь достать этот материал взялся уроженец Волховской земли, художник-передвижник Василий Максимов. «Для выполнения этой сложной работы он отправился со своим взрослым сыном в «Спасовщину» Новоладожского уезда, где они знакомились с бытом старообрядцев и собрали материал для издания».
Жители Спасовщины занимались земледелием, коновальством, истреблением клопов, тараканов и крыс, а также выпаиванием телят на продажу, выделкой кож и пряжи. Многие коновалы и «тараканщики» для промысла уходили на далёкое расстояние, вплоть до Петербурга. «Как люди сравнительно богатые,- писал в 1884 году о своих прихожанах священник Спасовской церкви, — часто бывающие на стороне и особенно в столице, они являются в церковь в нарядных одеждах и обуви. От этого в крестьянах развивается вредное щегольство».
По сведениям 1915 года в селе Усадище, центре Усадище-Спасовской волости, находились волостное правление и двухклассная школа от Министерства народного просвещения. Кроме того, работали 4 церковно- приходские школы ( в деревнях Веретье, Малый Зеленец, Охромовщина и Теребонижье) и 5 земских школ (в Мыслино, Вячково, Куклях, Стояницах и Безово). Волость была одна из самых больших в Новоладожском уезде, в её состав входило 45 селений, в которых насчитывалось 1398 дворов и проживало около семи тысяч человек.
Преображенский храм в Усадище был единственной достопримечательностью села. Церковные службы в нём продолжались до середины 1930-х годов. После закрытия здесь стали проводить культурно-массовые мероприятия и устраивать новогодние праздники для детей.
80 лет назад церковь была взорвана. В 1950-е годы бульдозеры расчистили это место под пятно застройки двух пятиэтажных жилых домов. Тогда же было уничтожено и старинное кладбище вокруг исчезнувшей церкви.
Священники и попечители
История Спасовщины – это, прежде всего, жизнь её обитателей, среди которых особо место занимают приходские священники. Вспомним о некоторых из них.
Из церковных источников известно, что здешнему храму принадлежало 11 десятин пахотной земли и 37 десятин сенокосной, при этом сказано: «Трудом обработки земли особенно славился священник Пётр Яковлев (служил с 1809 по 1843 год). Обладая крепким телосложением, он не только возделывал землю, но распахивал в лесу нивы, выворачивал пни и коренья, огораживал поля кольями, которые на своих плечах носил за две версты. После его смерти поля, возделанные им, достались крестьянам и в память об отце Петре называются «поповы нивы».
Настоятелями храма в селе Усадище были отец и сын Азиатские. Первый, Яков Никитич Азиатский (умер в 1868году) состоял благочинным, а его сын, Михаил Яковлевич (умер в 1879году) несколько раз избирался депутатом на Епархиальные съезды
Протоирей о.Сергий с женой
и старшими дочерьми, 1905 г.
В начале 20 века история храма связана с именем протоиерея Сергея Алексеевича Беляева. После обучения в Санкт- Петербургской духовной семинарии он работал учителем в деревне Пороги, в 1900 году женился и был определён в село Усадище на вакантное место второго священника. В следующем году отец Сергий стал настоятелем храма и прослужил в нём 20 лет, вплоть до своей кончины. Он уделял много внимания просвещению, преподавал в приходских школах словесность и Закон Божий, был инициатором строительства рядом с церковью новой школы, вокруг которой посадил фруктовые деревья и липы (в 80-е годы прошлого века здание школы разобрали и на её месте возвели Дом культуры).
Сталинские репрессии не обошли стороной Спасовщину. В августе 1937 года был арестован и приговорён к расстрелу последний священник Преображенской церкви Эраст Петрович Кравец. Спустя месяц был расстрелян и старообрядческий священник, уроженец и житель дерени Безово 69-летний Александр Васильевич Шамшев.
Вот так под православной жизнью этого старинного уголка русской земли подвели кровавую черту…
Вспомним ещё про двух благотворителей Спасовщины. Это церковный староста Василий Андреевич Нефёдов, чьими заботами в 1863 году были сооружены каменная часовня и ограда вокруг храма. А через девять лет при этом храме учредили попечительство, председателем которого стал уроженец деревни Бор крестьянин Василий Никитич Лебедев. Он преуспел в промысле «тараканщика», владел несколькими магазинами в Санкт-Петербурге и был известен тем, что ему поручали дезинфекцию царских резиденций в северной столице России.
В родном Усадище В.Н. Лебедев на свои средства построил двухэтажное здание школы и пожертвовал большую сумму денег на обновление иконостаса церкви. Возле неё он был и похоронен с большими почестями. Могила его не сохранилась.
Инициативная группа жителей села Усадище