Волхов Главное Разное Социальное

Телефонное мошенничество. Как уберечь себя?

Телефонное мошенничество в современном мире является одним из основных способов совершения преступлений. Каждый год схемы, разработанные мошенниками в данной сфере, становятся всё более изощрёнными. Мошенники умело используют всю доступную информацию и технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе либо совершать те или иные действия, используют человеческие слабости и чувства в своих корыстных интересах.

Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной бдительностью, внимательностью и здравомыслием.

Бывают следующие виды мошенничества по телефону:

Самый простой вариант, когда на том конце провода представляются сотрудником банка и предлагают сверить информацию о владельце. Мошенник называет часть персональной информации — Ф.И.О., последние 4 цифры карты. Так он усыпляет бдительность жертвы в расчёте, что она поверит и назовёт недостающие данные.

По инструкции мошенника, во избежание несанкционированного доступа к денежным средствам, а также оказания помощи в поисках «мошенника» потерпевшая оформила кредит на своё имя, после чего денежные средства, находившиеся на счету, переведены якобы на «безопасный счёт».

Ещё один вариант, когда собеседник представляется сотрудником службы безопасности банка и пугает, что по карте пытаются совершить подозрительную операцию, например, взять кредит или перевести крупную сумму. Жертва делает всё, чтобы защитить свои сбережения, даже если для этого просят продиктовать данные или перевести деньги в «безопасное» место.

Также мошенники под видом правоохранительных органов объявляют жертву свидетелем или фигурантом уголовного дела. По легенде банковские сотрудники пойманы при попытке похитить деньги со счета. Чтобы доказать вину, полицейским нужна личная информация по карте.

Известны и другие схемы телефонного мошенничества:

— звонки от имени сотрудников правоохранительных органов о том, что родственник попал в ДТП, в полицию, в больницу и т.д., в связи с чем, для освобождения от уголовной ответственности, требуют передать определённую сумму денег;

— звонки о желании приобрести какое-либо имущество, размещённое на различных Интернет-сайтах гражданами в объявлениях о продаже. В таких случаях мошенник звонит по объявлению и просит продиктовать номер банковской карты для перечисления аванса за товар, а потом просит сообщить различные коды доступа;

— звонки от имени сотрудников банков о хакерской атаке на кредитное учреждение, а также о необходимости провести ряд операций для сохранности денежных средств на расчётных счетах;

— sms-сообщения либо звонки о каком-либо выигрыше (автомобиля, телефона и т.д.), для получения которого необходимо перечислить денежные средства;

— sms-сообщения либо звонки о, якобы, имеющейся задолженности по кредитам, которые необходимо погасить.

Чтобы не стать жертвами мошенничества, ни в коем случае не переводите и не передавайте денежные средства лицам, представившимся сотрудниками правоохранительных органов. Необходимо перезвонить близкому человеку, о котором идёт речь, что позволит развеять сомнения и понять, что в отношении Вас совершаются мошеннические действия. Не отдавайте деньги в любом таком случае, поскольку вы сами можете стать преступником, давая взятку действительным сотрудникам правоохранительных органов.

В случае звонков из банков, необходимо понимать, что сотрудники клиентского отдела банка располагают только следующими сведениями: фамилия, имя, отчество клиента; паспортные данные; номер счёта и сведения о проведённых операциях; кодовое слово для блокирования и прочих операций; логин от приложения интернет-банка; контактные данные, которые сообщал клиент при открытии счёта (если сведения о данном телефонном номере вы не указывали, то вероятность звонка на него будет нулевая).

Банки регулярно занимаются отслеживанием подозрительных операций. Обычно подозрительными операциями считаются крупные переводы на новые реквизиты. Сотруднику банка достаточно услышать, что клиент отказывается от проведения операции, так как он её не проводил. Для этого не нужны никакие коды блокировки и пароли.

Кроме того, специалист банка не располагает следующим перечнем сведений, и никогда не будет ими интересоваться, имея добросовестные намерения: код из смс-сообщений. На это прямо указывается в самом смс: «Никому не сообщайте код»; трёхзначный CVV или CVC код на обратной стороне карты. Стоит учесть, что иностранные интернет-магазины не требуют даже пароля при совершении покупок. Поэтому, если у мошенников есть трёхзначный код и номер карты, то этой информации будет достаточно для списания денежных средств; пин-код карты или её номер; логин и пароль от личного кабинета. Чтобы проверить, какие операции совершал пользователь, банкам не нужно знать данные для идентификации в личном кабинете.

Если в ходе телефонного разговора человек, который представился сотрудником банка, интересуется указанной выше информацией, то стоит немедленно повесить трубку и перезвонить по телефону горячей линии банка.

Следует запомнить, что если сотрудник банка звонит с номера 8(800) или 8(495), то это совсем не гарантирует надёжности собеседника. Мошенники с помощью IP-телефонии научились подставлять различные номера.

Помимо прочего, важно соблюдать должную осмотрительность: не сообщать собеседникам наименование банка, номер карты, логины и пароли, коды.

Необходимо помнить, что банковские работники никогда не совершают операций по телефону, никогда не просят клиента сообщить конфиденциальные сведения. Если вы получили сообщение якобы от банка – сразу же обратитесь в банк по официальному номеру или лично. Не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в СМС, за это может взиматься плата.

Сотрудники банка не будут нагнетать панику, создавать ощущение о том, что решение необходимо принять сиюминутно.

Специалисты банка имеют право задавать и чаще всего звонят по следующим вопросам: рассказать о персональных предложениях по банковским кредитам и пр.; сообщить сведения о скидках и акциях; уведомить о готовности банковской карты; запросить подтверждающие документы: например, после изменения паспортных данных; могут спросить, действительно ли клиент совершал подозрительные транзакции. Например, крупные покупки в интернет-магазинах.

Если у вас есть какие-либо подозрения, то, чтобы убедиться, что вы разговариваете именно с сотрудником банка, а не мошенником, положите трубку и перезвоните в банк самостоятельно.

Всегда и в любых ситуациях, необходимо проявлять внимательность и благоразумие, не выполнять просьб и требований от неизвестных лиц и не совершать любые платёжные операции по их просьбам, никогда не сообщать по телефону свои персональные данные и сведения о банковских картах.

Если вы обнаружили какие-либо списания по карте, которые не совершали, нужно в срочном порядке обратиться на горячую линию в банк и заблокировать карту.

Обо всех фактах совершения мошеннических действий и хищения денежных средств незамедлительно обращайтесь в полицию с заявлением либо по телефону «02» либо «112» с мобильных телефонов. Сотрудники полиции обязаны принять и зарегистрировать Ваше сообщение, провести по нему проверку и принять процессуальное решение.

Если сотрудниками полиции сообщение о преступлении не принято и не зарегистрировано, следует сообщить об этом в Волховскую городскую прокуратуру или прокуратуру Ленинградской области.

А.С. ЕРМИЛОВ,
помощник прокурора

связанные новости