Волхов Главное История

Легендарный паровоз Эу708-64

Слава этому паровозу пришла после знаменитого рейса в 1943–м году, «Дорогой Победы» по «Коридору смерти» под управлением машиниста И.П. Пироженко, помощника машиниста В.С. Дятлева, кочегара И.С. Антонова, доставившим первый поезд в осаждённый Ленинград, после прорыва блокады.

До знаменитого рейса это был обычный труженик «стальных магистралей», построенный в 1931 году. После постройки был приписан к паровозному депо Волховстрой. К этому времени депо получило новые цеха, введённые в эксплуатацию в 1929-1930 годах. Эксплуатация этой серии паровозов в депо продолжалась до начала 50-х годов, чуть более двадцати лет, пока на смену не пришли более мощные СО и наш труженик был отправлен в Воронеж на капитальный ремонт.

После ремонта в депо паровоз не вернулся, был приписан к Южной дороге, депо Белгород. Долгое время трудился на станции Белгород на маневровой работе, затем паровоз передали в Белгородское «Карьероуправление». Паровоз работал на подъездных путях, пока не закрыли карьеры и организацию. Карьер закрыли, паровоз бросили, и стал он ничейным. Так и был бы, наверное, разрезан на металлолом, если бы о нём не вспомнили ветераны Волховстроевского отделения Октябрьской железной дороги.

Давайте и мы вспомним знаменитый рейс наших земляков, по рассказам его участников.

В январе 1943 года после ожесточённых боев, войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и, тем самым, прорвали блокаду Ленинграда. Сообщение об этой победе советских войск, переданное по радио в ночь на 19 января, было воспринято работниками депо с величайшим восторгом.

В день прорыва блокады ГКО принял решение на отвоёванной земле построить железную дорогу. Военные железнодорожники в труднейших фронтовых условиях, под обстрелами и бомбёжками врага в короткий срок – пятнадцать дней – построили железнодорожную ветку Поляны – Шлиссельбург протяжённостью 33 километра, соединившую Ленинград через Волховстрой со всей страной. Через Неву у Шлиссельбурга были построены временные мосты. Как только военные железнодорожники приступили к строительству новой фронтовой магистрали, среди паровозников депо развернулось соревнование за право вести первый поезд с Большой земли в Ленинград. В сложных фронтовых условиях лучших результатов достигла бригада машиниста И.П. Пироженко. После прорыва блокады Ленинграда волховстроевские железнодорожники ходили на работу в приподнятом настроении. Бомбёжки, артобстрелы, к которым все давно привыкли, не отвлекали от главной мысли, которая волновала всех: кто поведёт первый поезд после прорыва блокады в Ленинград? Пожалуй, все сходились на том, что самые достойные трудятся в передовой паровозной бригаде Ивана Пироженко, который возглавлял комсомольско-молодёжную колонну паровозов имени Государственного Комитета Обороны СССР. Ему откровенно завидовали, хотя все прекрасно понимали, что поезд придётся вести под обстрелом врага практически по линии фронта. Но это обстоятельство мало пугало: был порыв, стремление облегчить участь ленинградцев, которые пережили тяжёлое время блокады, выстояли в смертельной схватке с врагом.

Прибытие первого поезда из Волховстроя в Ленинград для жителей северной столицы было вторым выдающимся событием начала 1943 года, после прорыва блокады. По вновь построенной железнодорожной ветке Поляны — Шлиссельбург, тайком перед самым носом врага буквально прополз первый пробный поезд. Кто из волховстроевских железнодорожников в этом рейсе стоял у реверса паровоза, так и осталось тайной. Скорее всего, участниками секретной операции были машинисты, которым предстояло осваивать маршрут из Волховстроя в Ленинград и обратно – на Большую землю. Немецкие наблюдатели, которые зорко вглядывались в зимнюю мглу переднего края, даже предположить не могли, что у них под самым носом сумашедшие русские построили железную дорогу и собираются пустить по ней поезда. Это было бы самоубийством. Но волховстроевские железнодорожники знали, на что шли. После долгих раздумий руководство Волховстроевского паровозного отделения доверило ответственное задание бригаде старшего машиниста Ивана Пироженко. Он по праву был лучшим машинистом, а его товарищи по труду – самым надёжным коллективом в депо.

Паровоз Эу-708-64, на котором машинистом был Иван Пироженко, обслуживали две смены. В первой работали три Ивана – сам Иван Пироженко, помощник Иван Харин и кочегар Иван Антонов. Вторую смену возглавлял машинист М.К. Кузнецов, помощником у него был В.С. Дятлев, кочегаром Ф.В. Клыков. Перед рейсом бригаду Ивана Пироженко в полном составе пригласили к руководству депо. «Вы поведёте секретный поезд в Ленинград. Сами понимаете, что это очень важное правительственное задание», — предупредил железнодорожников начальник паровозного отделения А.М. Алексеев. «Мы надеемся на вас, знаю, что не подведёте», — сказал начальник депо П.И. Запатрин. «Вы все коммунисты и комсомольцы, поэтому мы уверены, что с честью выполните свой долг», — подвёл итог разговора секретарь парткома ВКП(б) депо С.Г. Титов. Начальник политотдела К.В. Пташкин согласился с ним. «Мы будем вместе с вами», — добавил он. Сначала договорились, что в Ленинград поезд поведут Пироженко, Харин и Антонов, а на обратном пути их сменят Кузнецов, Дятлев и Клыков, так и был бы, наверное, это рейс «Ивановским». Но в последний момент, по непонятным причинам, помощника машиниста И.Харина заменили на В. Дятлева из другой бригады. Одни говорили, что Харин вроде бы приболел, другие, что Дятлев был более опытным помощником машиниста и руководство в последний момент решило подстраховаться. Ивану Пироженко дали понять, что возражать не имеет смысла: не за наградами едете, а под пули и снаряды, ещё неизвестно, как всё обернётся. Когда собирались в дорогу, о славе и наградах не думали. Были все шансы сложить головы на участке дороги, который насквозь простреливался вражеской артиллерией. Маршрут был такой: Волховстрой – Жихарево – Поляны – Междуречье – Кушелевка – Ленинград, «Дорогой Победы» через «Коридор смерти». Паровоз Эу-708-64 готовил к секретному рейсу слесарь Иван Васильевич Мурашов. В маршрутном листе главный кондуктор Ф.И. Кудряшов химическим карандашом написал время отправления со станции Волховстрой — 17 часов 43 минуты. Кроме резервной смены, поезд сопровождали машинист-инструктор М.И. Быстров, поездной вагонный мастер Ф.Д. Богданов, ревизор Владимир Васильев, медсестра Т.С. Рязанова и фельдшер Л.С. Сенина. Рейс во всех отношениях был ответственным. Регулярное железнодорожное сообщение с Большой землёй давало ленинградцам нравственные силы, вселяло уверенность, что в скором времени враг будет разгромлен под Ленинградом.

Г. САМСОНЕНКО,
кандидат исторических наук, профессор

Продолжение следует

связанные новости