Влюблённый в жизнь. О творчестве Б.В. Щербакова
Творчеству советского художника Б.В. Щербакова была посвящена арт-беседа, которая прошла в читальном зале КИЦ им. А.С. Пушкина. Борис Щербаков является поистине уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству, его огромному трудолюбию и отношению к искусству как к «делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры», он заслуженно занимает особое место в отечественной культуре. Талант Щербакова исключительно ярок, разносторонен и щедр. Художник работал в самых разных жанрах живописи и рисунка, демонстрируя всю многогранность своих художественных интересов и возможностей. Им созданы сложные тематические картины, большое число портретов, натюрморты и сотни прекрасных пейзажей.
Борис Валентинович Щербаков – потомственный художник. Он родился в Петрограде 7 апреля 1916 года в семье Валентина Семёновича Щербакова, который, закончив Петербургскую Академию художеств, преподавал живопись в Казани и Петрограде. Мать, Клавдия Прокопьевна, окончила знаменитые Бестужевские высшие женские курсы, преподавала историю литературы.
В 1932 году Борис окончил ленинградскую общеобразовательную школу и поступил в Академию художеств. В годы учёбы Борис много путешествовал по стране, побывал в Подмосковье, Пскове, в Крыму и привёз много работ с пленэра. Дипломной работой студента Щербакова стала картина «Редакция газеты «Правда», год 1917-й», которая получила высшую оценку и позже была показана на Всесоюзной выставке в Москве, а репродукция её была напечатана в журнале «Огонёк».
Только Щербаков окончил Академию, как началась Великая Отечественная война. Борис Валентинович проходил подготовку на краткосрочных офицерских курсах, изучая военно-инженерное дело. Был направлен для участия в укреплении обороны столицы, потом в Казань, в инженерную бригаду. Затем был вызван в Москву и получил приказ выполнять обязанности военного художника. Его отправили на Западный фронт, где Щербаков воочию увидел страшные последствия войны, разрушенные дотла деревни и города. А затем вновь вернулся в Москву, где работал над военными картинами.
После Победы, в конце 40-х годов Щербаков написал картины «Творческое содружество», «Разливка стали на заводе Уралмаш», «Учёт молока в поле». Страна залечивала раны, нанесённые войной, стала снова жить мирной жизнью, восстанавливала народное хозяйство. Картины Щербакова того периода отразили трудовой энтузиазм народа, они полны оптимизма, уверенности в будущем. Но прошедшая война не давала покоя – все пережитые страдания народа выливались художником на холст, его произведения связаны с борьбой за мир, с протестом против войны: «Пепел Бухенвальда», «Восстановление Старого Дрездена», «Непобедимый рядовой».
Прекрасны натюрморты художника. Они созданы в определённом характере, несут образ человеческой жизни, печать настроения, переданного через мир цветов и даров земли.
Но главное место в творчестве Щербакова занимают пейзажи, природа России. У художника родилась мысль «связать воедино картины русской природы, созданные великими писателями России, и живописное их воплощение, передать те мотивы, которые вдохновляли художников слова, передать ту природу, среди которой они жили и работали». Сам Борис Валентинович очень любил русскую литературу и прекрасно её знал. Видимо, поэтому он и решил сблизить живописные образы природы с образами поэзии и прозы.
Щербаков в своих картинах показал особенности восприятия природы русскими поэтами, писателями. Художник вводит нас в мир усадебной жизни великих писателей, знакомит с домом, парками, аллеями, прудами, ведёт нас по полям, тропинкам, лесным дорогам, окрестным деревням – всюду, где они гуляли и создавали свои произведения. Мы можем окунуться в атмосферу Ясной Поляны, где жил Л. Толстой, восхититься красотой природы Орловского края, где в усадьбе Спасское-Лутовиново работал И. Тургенев. Литературно-художественный цикл, посвящённый М. Шолохову, отобразил и творчество писателя, и его взаимоотношения с природой – величавость могучего Дона, бескрайность придонских степей, широкое раздолье, хутора и станицы. Много картин Щербакова посвящено пушкинским местам. Ведь произведения А.С. Пушкина, особенно его стихи, до сих пор остаются эталоном красоты описания нашей природы. В пушкинской серии картин есть портрет поэта, сидящего на берегу озера, в задумчивости он прислонился к дереву. Кажется, что в душе его рождаются стихи. Художник изобразил опальный домик поэта в Михайловском, усадьбу в Тригорском, Успенский собор Святогорского монастыря, где у алтарной стены находится могила А.С. Пушкина. Всё погружено в природу, неотделимо от неё. Главное содержание картин Щербакова– пейзажи, вдохновлявшие поэта, окрестности, где он гулял, – реальные прототипы многих его произведений. Здесь и аллеи старого парка, и поэтические пруды, озёра, дали полей с холмами, заснеженный лес, заставляющий вспомнить сон Татьяны… «Я, прежде всего, добиваюсь того, чтобы дать понять: почему любил эти места тот человек, который здесь создавал свои замечательный творения. Красивый пейзаж – это откровение человека, он передаёт поэтическое настроение, сложный духовный мир», — говорил Б.В. Щербаков.
У Щербакова много пейзажей никак не связанных с литературными мотивами. На протяжении десятков лет он писал Подмосковье, Заонежье, Молдавию. Пейзажи Ростова Великого являются, пожалуй, самыми значительными из нелитературных циклов. Чудесные ростовские звонницы, монастырские ворота и стены, стройные пирамиды куполов на фоне вечерней зари догорающего неба…
Русская природа всегда была для художника самой красивой, самой милой, самой родной, которую он не переставал воспевать в своих картинах. И разное время года – тёплые лучи весеннего солнца, первые проталинки, тающий снег, сочная зелень, яркое, благоуханное цветение, щедрые дары земли, пылающие кроны осенних деревьев, белоснежный покров – всё разнообразие нашей природы передал на своих картинах Б. Щербаков. Он изображал природу так, как учил Саврасов: «Пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка на картине не было видно, а пение его было слышно». О творчестве своего друга Бориса Щербакова хорошо сказал Е. Пермитин: «Русская природа! На каждом полотне до боли любимая, дорогая сердцу зрителя Русь! Картины Б. Щербакова отмечены печатью неповторимого своеобразия. Изображаемая им природа до краёв наполнена живой, трепетной красотой».
Елена ПАВЛЮТИНА